Вихревые карбюраторы. Существующие системы холостого хода поршневых двигателей внутреннего сгорания имеют существенный недостаток. Непосредственно в смесеобразовании участвует только часть поступающего в двигатель воздуха (около 20% общего количества); эта часть проходит в( зоне калиброванных отверстий. За дроссельной заслонкой течет струя воздуха, насыщенная топливом, которая плохо перемешивается с остальным воздухом из-за малой скорости потока во всасывающем коллекторе. Следствия такой организации процесса — неравномерная работа двигателя, повышенный расход топлива, увеличение токсичности отработанных газов.
Для устранения указанного недостатка в КуАИ разработано несколько конструкций вихревых карбюраторов, предложены и реализованы оригинальные устройства и системы [8, 16]. Эффективность смесеобразования повышена благодаря использованию вихревых труб. В закрученном воздушном потоке увеличиваются время и интенсивность взаимодействия капли и воздуха. Благодаря этому удается получать мелкодисперсную структуру смеси. В некоторых конструкциях предусмотрено повторное распыление части топлива, оседающего на стенках вихревой трубы, т. е. из смеси удаляются наиболее крупные капли. Последние образуют пленку жидкости на стенках, которая стекает в каналы и под действием радиального градиента давления в вихревой трубе снова подается ^ приосевую часть вихря. Качество смеси улучшается при повышении температуры воздуха в периферийных слоях вихревой трубы. Возрастает доля испарившегося топлива, что косвенно подтверждают результаты испытаний) двигателя ВАЗ-2106. При стандартной системе холостого хода и температуре воздуха 297 К температура смеси составила 285 К. При использовании вихревой трубы испарилась большая часть топлива, и температура смеси снизилась до 277 К.
Испытания вихревых карбюраторов на ряде двигателей показали, что их применение позволяет уменьшить расход топлива при работе на холостом ходе на 25—35%. Зафиксирована также более высокая равномерность работы. В работах [8,| 16] указана возможность применения карбюратора при пуске, а также при
работе на дроссельних режимах, что позволит улучшить условия пуска двигателя при низких температурах и повысить экономичность двигателя на указанных режимах.
Автомобили являются основным источником загрязнения воздуха в городах, вследствие чего международными и государственными стандартами установлены ограничения содержания в выхлопных газах окислов азота, угарного газа и углеводородов. Опыты, проведенные в КуАИ по изучению влияния вихревого эффекта на токсичность выхлопных) газов, показали преимущество вихревых карбюраторов.
На рис. 89 приведены токсические характеристики холостого хода двигателя ГАЗ-24Д со стандартными К-126Г и вихревым ВК1-4 карбюраторами приї оптимальном регулировании. При вихревом смесеобразовании объемная концентрация СО в отработавших газах максимальна (1,05%)) при п = 710 об/мин. С( увеличением частоты вращения содержание СО уменьшается, а начиная с п=1500 об/мин практически отсутствует. При использовании для смесеобразования стандартного карбюратора при п = 700 об/мин содержание СО составляет 2,1 %, т. е. в 2 раза больше, чем при вихревом смесеобразовании; причина столь значительного уменьшения содержания СО в отра- с% ботавших газах состоит в ‘ ~ более равномерном распределении топлива по цилиндрам двигателя, расширении пределов обеднения смеси и увеличении полноты сгорания топлива. Уменьшение содержания кислорода и Qqi Увеличение содержания углекислоты в отработавших газах при вихревом смесе-
Образовании являются дополнительным подтверждением качества смесеобразования и полноты сгорания топлива при малой частоте вращения (на холостом ходу). Одновременно уменьшается выброс несгоревших углеводородов на 50—70 % •
Требования к октановому числу топлива также связаны с равномерностью распределения его по цилиндрам. Склонность двигателя к детонации определяют по тому цилиндру, в котором создаются условия для ее появления. Неодинаковыми могут быть не только общее количество топлива, попадающего в тот или иной цилиндр, но и его фракционный состав или концентрация антидетонаторов.; Известно, что переход на топливо с пониженным октановым числом связан с потерей мощности. При использовании вихревого карбюратора конструкции КуАИ эти потери в 2 раза меньше, чем при стандартном карбюраторе.
Если требуется получение максимальной мощности, то переход от обычного смесеобразования к вихревому позволит увеличить степень сжатия двигателя и, следовательно, повысить его мощность и| экономичность.
Примеры использования вихревых аппаратов в техНологических процессах. В машиностроении широко применяют процессы обработки металлов в жидких средах (растворах, расплавах, кислотах, электролитах). В одних случаях эти процессы сопровождаются выделением теплоты, что вызывает необходимость охлаждения жидкости. В других случаях снижение температуры повышает качество продукта или ускоряет его обработку.
Например, глубокое анодирование алюминия при температуре 286—300 К позволяет получать защитную пленку из окисла алюминия толщиной 10—15 мкм. Увеличение времени пребывания металла в ванне приводит к уравновешиванию процессов растворения и окисления.
С понижением температуры электролита до 265— 270 К растворение окиси алюминия замедляется и толщина окисной пленки/ достигает 30—60 мкм. Электролит охлаждают методом барботажа воздуха температурой 250—260 К, охлаждаемого в вихревых трубах, которые питаются от заводской пневмосети. На сплавах АЛ9, АК6, В95 образуется пленка толщиной 40—60 мкм, а на сплавах типа Діб— пленка толщиной 30—60 мкм.
Такие же успешные опыты проведены при закалке алюминиевых сплавов и других металлов.
Вихревые аппараты применяют] при обработке металлов резанием. Например, хорошие результаты получены при обдуве режущего инструмента воздухом, охлажденным в установленной на резцедержателе вихревой трубе до 248—253 К.
При точении стали 45 резцом из быстрорежущей стали Р9 при глубине резания 1 мм, подаче 0,14 мм на оборот и скорости 76 м/мин стойкость резца увеличивается в 5 раз. Температура воздуха в-зоне резания 263 К. В процессе обработки деталей из отбеленного легированного чугуна резцами с пластинками твердого сплава ВК2 силовым резанием при глубине 1,2 мм, подаче 3 мм на оборот и скорости-15 м/мин охлаждение позволило повысить стойкость резцов в 2—2,5 раза. При этом улучшается видимость зоны резания, что дает возможность работать без предварительной разметки. Вихревую трубу можно устанавливать и на других станках: так, в США фирма «Вортекс Корпорейшен Цинцинати» использует вихревую трубу для охлаждения сверл при обработке деталей из титана.
Применение вихревой трубы дает положительный эффект не только при резке металлов, но и при проходке скважин бурильным инструментом. Охлаждение шарошечного долота буровой установки повышает стойкость инструмента на мягких породах с 460 м проходки до 700 м.
Вихревые гигрометры. Для измерения влажности используют метод точки росы, основанный на фиксации момента начала конденсации влаги на поверхности чувствительного элемента. Наиболее сложный узел гигрометра точки росы — устройство для снижения температуры поверхности чувствительного элемента. Сложность охлаждения определяет ограниченное распространение таких приборов. Оригинальный 1 гигрометр [Пат. 3152475 (США)] состоит из теплоизолированного корпуса 3 (рис. 90), в котором размещена вихревая труба 5. Сжатый газ поступает в гигрометр через вентиль 7. Основная часть его направляется в змеевик 4 и подается через трубу 2 и вентиль 1 в вихревую трубу. Охлажденный поток вытекает в патрубок 10 и далее течет по внутреннему кожуху, омывая змеевик и стенки вихревой трубы. Благодаря регенерации холода удается
|
Рис. 90. Схема вихревого гигрометра |
Обеспечить температуру в патрубке Щ до 190 К при # = 0,7 МПа. Остальная часть сжатого воздуха по трубке 8 поступает в капилляр 9, расположенный в холодном] патрубке. Расход газа через капилляр замеряют прибором 12. Для определения точки росы при фиксированном положении запорного органа 6 открывают вентиль 1 и замеряют термометром 11 температуру охлажденного потока вблизи капилляра (точке росы соответствует температура, при которой забивается капилляр и прекращается расход газа через прибор 12).
Способность вихревой трубы создавать в приосевой области вихревой зоны пониженное давление используют для получения высоких эффектов охлаждения в так называемых самовакуумирующихся вихревых трубах. В них практически мгновенно возникает эффект охлаждения, сопровождающийся высоким коэффициентом теплообмена, что позволяет использовать самовакуумирую — щиеся вихревые трубы для охлаждения различных цилиндрических тел до температуры 170 К при р = = 0,6 МПа.
Самовакуумирующаяся вихревая Труба Использована в гигрометре, разработанном А. П. Меркуловым (рис. 91). Сжатый газ через патрубок 4 подается в полость корпуса 2, где он омывает полированную пластину 1, припаянную к торцу охлаждаемого элемента 9. При снижении температуры пластины до точки росы испытуемого газа на ее поверхности осаждается влага. Световой луч лампочки 5 попадает на зеркальную поверхность, отражается и попадает на фотоэлемент 3. Момент помутнения зеркальной поверхности от выпавшей влаги регистрируется фотоэлементом 3 и электронным устройством, а температура — термопарой, соединенной с потенциометром. Отверстие! а предназначено ДЛЯ прокачки исследуемого газа через полость корпуса 2, патрубок 7—для стабилизации работы вихревой трубы.
РиС. 91. Вихревой гигрометр конструкций КуАИ
|
5 |
7-ф
Самовакуумирующаяся вихревая труба состоит из корпуса 8 и установленного за камерой энергетического разделения щелевого или лопаточного диффузора 6. Сжатый воздух подается через сопло 10, расширившийся воздух вытекает через диффузор в атмосферу. В результате такой организации процесса создается разрежение и температура на оси камеры снижается. В само — вакуумирующихся трубах можно создать перепад между температурой газа перед соплом и температурой в приосевых слоях, более чем в 2 раза превышающий АТХ для обычных вихревых труб.
Самовакуумирующиеся вихревые трубы используют для охлаждения цилиндрических тел, располагаемых внутри камеры разделения. Например, в рассматриваемом гигрометре приосевые слои омывают охлаждаемый элемент 9, изготовленный из меди или другого материала с высоким коэффициентом теплопроводности. При питании сжатым воздухом от заводской сети описанный гигрометр позволяет определять точку росы вплоть до
Наличие разрежения в осевой области вихревой зоны дает возможность определять влажность разреженных газов с абсолютным давлением до 0,01 МПа, не применяя при этом специальных откачивающих устройств. Газ прокачивается через регулируемое отверстие в корпусе 2,. соединенное трубой с патрубком 7. При испытании газов с повышенным по сравнению с атмосферным давлением отверстие а может сообщаться с атмосферой.
Охлаждение оптических квантовых генераторов. Использование самовакуумирующейся вихревой трубы для охлаждения активного элемента позволяет уменьшит; размеры и массу системы охлаждения по сравнению с применяемыми воздушными или фреоновыми системами. При воздушном охлаждении сжатый воздух продувают через кольцевой зазор между активным элементом и обечайкой; несмотря на значительные потери давления в линии охлаждения не удается получать коэффициенты теплоотдачи более 80 Вт/(м2’К). При вихревом способе охлаждения, разработанном в отраслевой лаборатории КуАИ, коэффициент теплоотдачи составляет 300—500 Вт/(м2’К). Дополнительный эффект охлаждения получен за счет снижения температуры воздуха в приосевых слоях.
На рис. 92 приведена схема камеры оптического квантового генератора в сочетании с самовакуумирующейся вихревой трубой. Активный элемент 1 оптического квантового генератора размещен в оправках по оси вихревой трубы 2, цилиндрическая стенка которой изготовлена иа кварцевого стекла. Тангенциальное сопло сообщается с камерой, образуемой стенкой вихревой трубы 2 и элементом 1. На нагретом конце вихревой камеры установлен щелевой диффузор, образованный дву-
Внхревой трубой |
Мя дисками 3. Ось вихревой трубы совмещена с одной из фокальных осей эллиптического отражателя 4, вдоль другой оси расположена лампа накачки 5. Отработанный воздух из диффузора поступает внутрь отражателя 4, охлаждает лампу накачки и выпускается в атмосфе — РУ-
Площадь сечения сопла в трубе /4 = 0,1, длина трубы L = 2…5. Ширину диффузора выбирают в соответствии с заданной температурой кристалла. Эффект охлаждения максимален при зазоре между пластинами диффузора А = 0,05…0,07. Вихревая труба практически безынерционна, что позволяет быстро выводить оптический квантовый генератор на рабочий режим.
Вихревые эжекторы в последнее время находят все большее применение в промышленности. В Тольяттин- ском политехническом институте разработан пневмових — ревой мелкодисперсный распылитель жидкостей, в частности лакокрасочных материалов. В распылителе при — менені^ вихревой эжектор. Это повысило качество распыления и обеспечило подачу краски на высоту до 5 м. Значительно упрощена конструкция распылителя, так как исключены сосуды и трубопроводы для подачи лакокрасочных материалов под повышенным давлением. Одновременно повысилась безопасность работы. Подачу и распыление жидкости обеспечивает создаваемое эжектором разрежение 0,05—0,06 МПа. Для нормальной работы достаточно давление сжатого воздуха 0,20—■ 0,25 МПа.
Существенным преимуществом разработанного краскораспылителя является и то, что дозирующие каналы распылительной головки имеют большие проходные сечения. Например, диаметр проходного сечения жиклера 3 мм, а диаметр выходного сопла 9 мм. Это исключает засорение распылительной головки.
В теплоэнергетике одним из резервов экономии тепловых ресурсов является утилизация низкопотенциальных водяных паров. Для этой цели применяют прямо- струйные эжекторы. Однако во многих случаях их использование сдерживается из-за низких степеней сжатия. Крутая рабочая характеристика затрудняет применение их на переменных режимах работы.
Созданный В. В. Ильиным вихревой эжектор для сжатия водяных паров от давления 0,1 до 0,3 МПа имеет более пологую характеристику. В качестве эжекти-
243
Рующещ рабочего тела использован пар с давлением 1,5 МПа и температурой 573 К.
Передвижные кондиционеры. Еще одной из перспективных областей применения вихревых труб является использование их в передвижных генераторах! холода
Во время монтажных и других работ в замкнутых и труднодоступных помещениях, особенно при проведении сварочных работ, значительно ухудшаются условия труда из-за повышения температуры среды и увеличения ее загрязненности. Возникает необходимость кондиционирования этих объемов. Использование кондиционеров с парокомпрессионной холодильной машиной во многих случаях неудобно. К тому же серийно выпускаемые кондиционеры имеют большие массу и размеры, достаточно сложны в эксплуатации.) Вихревой кондиционер надежен в работе, не требует специальной подготовки для эксплуатации, взрывобезопасен, прост в изготовлении. В данном случае вихревая труба является источником охлажденного свежего воздуха и вентилятором. Можно полезно использовать и энергию нагретого потока. Для этого его направляют в эжектор, который отводит непосредственно от источников загрязнения за пределы кондиционируемого объема загрязненный воздух. Вихревой кондиционер наиболее удобен в случаях,) когда кондиционируется не весь объем, а только его часть, т. е. когда благоприятные условия для пребывания людей можно создавать в ограниченной зоне.
На Николаевском судостроительном заводе предложен и разработан вихревой технологический кондиционер. Он состоит из двух охлаждаемых вихревых труб, размещенных в общем корпусе. Охлажденный воздух смешивается в эжекторе с атмосферным. Регулированием режима работы эжектора поддерживают температуру подаваемого воздуха в пределах санитарных норм. Для снижения уровня шума предусмотрены шу — мопоглощающая камера внутри кондиционера и глушитель шума, установленный на выходном фланце воздухопровода. Удачно используется энергия нагретого потока. Последний поступает в эжектор, который прокачивает удаляемый из судового помещения загрязненный воздух через рубашку вихревой трубы, т. е. одновременно с проветриванием помещения организован отвод теплоты от стенок камеры разделения.
На заводе разработано шесть типоразмеров вихревых кондиционеров. Для использования на строящемся судне был выбран технологический кондиционер ТК.-3. При давлении 0,5 МПа и расходе 300 м3/ч воздуха обеспечивались холодопроизводительность 2500 Вт и удаление 300 м3/ч загрязненного воздуха. Размеры концидионе — ра: ширина 530 мм, высота 350 мм, длина 610 мм; масса 9 кг. Уровень шума не превышал 80 дБ.