РЕШЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧ

/. Проект производственной или отопительной котельной должен быть разработан в соответствии со следующими норматив­ными документами:

А) СНиП II*35-75 «Котельные установки»;

Б) «Правилами устройства и безопасной эксплуатации паро­вых и водогрейных котлов» Госгортехнадзора СССР;

В) «Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубо­проводов пара и горячей воды» Госгортехнадзора СССР;

Г) СНиП 11-37-76 «Газоснабжение. Внутренние и наружные устройства»;

Д) «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» Госгор­технадзора СССР;

Е) "/.Правилами пользования газом» Министерства газовой про­мышленности СССР.

2, Допуск к самостоятельной работе дипломированного Тех­ника, назначенного на инженерно-техническую должность, про­изводится в следующем порядке. Администрация предприятия устанавливает дипломированному технику срок сдачи экзаменов (в пределах трех — четырех недель) в объеме работы, которую он будет выполнять. В этот период он обязан изучить установленное оборудование, схему трубопроводов, должностные и эксплуата­ционные инструкции, инструкции по технике безопасности для всех рабочих мест, входящих в состав смены. Экзамен принимается комиссией в составе не менее трех человек под председательством главного инженера предприятия с обязательным участием в ра­боте комиссии представителя Госгортехнадзора. Результаты эк­замена оформляются протоколом с выдачей удостоверения. За­тем дипломированный техник исполняет обязанности дублера (в течение двух недель) под руководством опытного начальника смены. По окончании дублирования приказом по предприятию он допускается к самостоятельной работе.

Рабочий до назначения на самостоятельную работу в качестве машиниста котла должен пройти производственное обучение в профессионально-техническом училище или специальном учеб­ном комбинате н сдать экзамен квалификационной комиссии при этом учебном заведении. В работе квалификационной комис­сии обязательно участие представителя Госгортехнадзора. После получения удостоверения о сдаче экзаменов рабочий исполняет обязанности дублера машиниста котла под руководством опытного работника в течение двух недель. По истечении срока дублиро­вания распоряжением по цеху рабочий может быть допущен к самостоятельной работе.

3. Удостоверение начальника цеха, ответственного за газо­вое хозяйство, действительно до 15 декабря 1992 г., а удостове­рение рабочего — до 15 декабря 1990 г. Объясняется это тем, что повторная проверка знаний ИТР (руководящих работников) проводится не реже одного раза в три года, а рабочих — еже­годно.

4. Проверка знаний может быть назначена не ранее чем на 20 июня, поскольку пять дней — минимальный срок для опове­щения органов Госгортехнадзора о дне и месте проведения экза­менов.

3. Нет, не может. Техническое обслуживание действующего газового оборудования — газоопасная работа, и к ней допуска­ются рабочие (это ограничение относится также к ИТР) обучен­ные, сдавшие экзамены на знание правил техники безопасности, приемов при газоопасных работах и прошедшие стажировку. Кроме того, персонал, допущенный к газоопасным работам, дол­жен уметь пользоваться противогазом и другими средствами ин­дивидуальной защиты, знать приемы искусственного дыхания и иные способы оказания первой доврачебной помощи.

6. Ответственный за тепловое хозяйство предприятия имеет право назначить внеочередную проверку знаний у машиниста котла.

7. Ответственный за тепловое хозяйство предприятия обязан не допускать к работе машиниста котла и назначить срок повтор­ной проверки знаний. Только после положительной аттестации машинист котла может быть допущен к работе.

8* Ответственность за происшедший несчастный случай не­сут: а) дежурный слесарь, не убравший смазку после окончания работы; б) начальник смены за отсутствие контроля над работой подчиненного ему персонала; в) начальник цеха за брак в работе, допущенный подчиненным ему персоналом.

9. Сменный журнал работы котельных агрегатов ведется начальником смены котельного цеха (старшим машинистом). В журнале фиксируются: результаты осмотров оборудования, проверки водоуказательных приборов, сигнализаторов уровня, манометров, предохранительных клапанов, питательных прибо­ров, автоматики безопасности; отмечаются время и продолжитель­ность продувки котельных агрегатов, ремонтных работ, ликви­дация дефектов, обнаруженных в работе оборудования и КИП, изменения в режиме работы котельных агрегатов, время пуска и остановки отдельных агрегатов, время включения газопроводов и другие данные по указанию администрации цеха.

10* Выход летучих на горючую массу для разных топлив различен: у сланцев 80—90, торфа 70, бурых углей 40—60, длин­нопламенных каменных углей 37—45, антрацитов 3—6%. Значи­тельный выход летучих у сланцев, торфа, бурых и каменных углей делает их опасными в отношении самовоспламенения при хранении.

//. Состояние штабелей контролируется внешним осмотром и измерением, температуры в штабелях. Признаками самовоспла­менения являются: повышение температуры и появление пятен на увлажненной поверхности штабеля.

12. Начальник смены дал ошибочное указание. Чтобы предот­вратить самовозгорание угля, запрещается: формировать штабеля во время дождя, при высокой температуре наружного воздуха, при повышенной температуре внутри отвала (кучи) угля; сме­шивать угли разных марок; устраивать в штабелях вентиляцион­ные каналы или пустоты между крупными и мелкими кусками угля при укладке в штабеля; засорять штабеля мусором, древес­ной корой, опилками, кусками древесины, сеном, торфом, пак­лей и другими легко воспламеняющимися материалами; завали­вать топливом деревянные конструкции, деревянные опоры элек­трических и телефонных линий, не имеющие покрытий, предот­вращающих самовозгдрание топлива.

13. Пятна на увлажненной поверхности штабеля являются одним из признаков самовоспламенения, поэтому необходимо начать подачу торфа из этого штабеля в бункера котлов, но без очагов огня,

14. Команда начальника смены залить очаг горения водой ошибочна, так как при заливке водой очаг горения в штабеле увеличится. Для ликвидации очага горения штабель следовало вскрыть, перенести очаг горения на специальную площадку и на ней залить водой.

15. При эксплуатации резервуаров для хранения мазута на­блюдаются следующие неисправности: нарушение плотности со­единений (фланцев, сальников, арматуры, мест примыкания ар­матуры к корпусу резервуара), осадка резервуара, вибрация трубо­проводов, соединенных с резервуаром, нарушение плотности подогревателей мазута, выход из строя средств измерения, кон­тролирующих работу резервуаров.

16. Стук при подаче пара в подогревателе указывает на ги­дравлический удар, который вызван тем, что произошел дренаж подогревателя. Дежурный по мазутному хозяйству должен не­медленно прекратить подачу пара, затем открыть дренажный вентиль и после прекращения стука медленно, с остановками открывать подачу пара.

17. Для контроля над плотностью подогревателей, установлен­ных в резервуаре следует систематически отбирать конденсат после них, проверяя чистоту конденсата (отсутствие мазута в кон­денсате).

18* При переходе с одного резервуара на другой необходимо сначала полностью открыть задвижку, установленную на трубо­проводе от включаемого резервуара к насосу, и только после этого отключить действующий резервуар.

19. При обнаружении течи в шве корпуса резервуара для хранения мазута начальник смены должен немедленно начать его опорожнение и сообщить об этом начальнику цеха или его заместителю.

20. При замерзании арматуры резервуаров для хранения ма­зута ее можно отогревать только паром или горячей водой. Кате­горически запрещается отогревание оборудования или корпусов резервуаров открытым пламенем или накаленными предметами.

21. В местах отбора мазута из резервуаров для хранения ма­зута должна поддерживаться температура мазута марки 40 не менее 60 °С, а марка 100 — не менее 80 °С. При этом змеевико­вые подогреватели устанавливаются только в месте отбора мазута. При указанных температурах обеспечивается надежная и эконо­мичная работа мазутных насосов.

22. Режим работы топливоподачи должен быть следующий: при запасе топлива-в бункерах каждого котла менее чем на 10 ч работы с номинальной нагрузкой — трехсменный; при, запасе топлива на 10 ч работы и более—двухсменный; при запасе топлива не менее чем на 18 ч работы — односменный.

23. Пуск топливоподачи осуществляется в такой последова­тельности. Первым пускается ленточный транспортер бункерной галереи, распределяющий топливо по бункерам котлов. Затем в указанной последовательности пускаются: ленточный транс­портер второго подъема, дробилка, ленточный транспортер пер­вого подъема, магнитный сепаратор для улавливания металла и при устойчивой работе указанного оборудования — питатель топлива, установленный под приемным бункером.

24. Остановка топливоподачи осуществляется в следующем порядке. Первым останавливается питатель топлива, размещен­ный под приемным бункером. Затем, после освобождения от топ­лива последовательно останавливаются ленточный транспортер первого подъема, дробилка, ленточный транспортер второго подъ­ема, ленточный транспортер бункерной галереи и магнитный сепаратор.

25. Сначала необходимо в указанной последовательности оста­новить питатель топлива, размещенный под приемным бункером, ленточный транспортер первого подъема, дробилку. Затем прове­рить работу ленточного транспортера бункерной галереи. Про­извести пуск оборудования второй линии в указанном порядке: ленточный транспортер второго подъема, дробилку, магнитный сепаратор, ленточный транспортер первого подъема и питатель топлива, установленный под приемным бункером. При устойчивой работе второй линии отключить магнитный сепаратор первой ли­нии, повесить плакат «Не включать!» на пускателях первой ли­нии, вызвать дежурного электромонтера для снятия напряжения с электродвигателей механизмов первой линии, освободить от завалов топлива механизмы первой линии, выявить причину остановки ленточного транспортера второго подъема, поставить в известность начальника цеха или его заместителя.

26. Ячейки решетки приемного бункера не должны быть бо­лее 300×300 мм, так как начальный размер кусков угля, подле­жащих дроблению, не должен превышать 300 мм.

27. Для снижения потерь топлива при разгрузках и погруз­ках следует стремиться работать «с колес», т. е. так, чтобы по­ступающее в котельную топливо, минуя расходный склад, раз­гружалось з приемный бункер и направлялось из него в бункера котельных агрегатов. При таком режиме работы уменьшаются транспортные расходы и не происходит озоления и увлажнения топлива при его хранении. Работу с «колес» удается осуществить при наличии базисного склада или при непрерывном поступле­нии топлива с места его добычи. Опыт эксплуатации показал, что каждая разгрузка или погрузка топлива грейферным краном приводит к размельчению примерно 1,4% перегружаемого топ­лива.

28. Для уменьшения пыления в летнее время следует места пересыпки топлива герметизировать, уплотняя зазоры между течками и лентой транспортера с помощью брезентовых или рези­новых фартуков. Опыт эксплуатации показал, что независимо от применяемых мер по уплотнению тракта в помещениях топливо­подачи наблюдается осаждение пыли на строительных и других1 конструкциях. Поэтому помещения должны систематически уби­раться и промываться от осевшей пыли. Уборку помещения удобно производить, если имеется специальный отсосный высоконапор­ный вентилятор с циклоном для обеспыливания отсасываемого воздуха.

29« Для облегчения разгрузки смерзшегося топлива при его расходе более 100 т/ч применяются тепляки непрерывного дей­ствия конструкции ВТИ. Тепляк представляет собой крытое по­мещение* оборудованное панелями, излучающими теплоту, и вен­тиляторами, подающими горячий воздух. Обработка’вагонов в теп­ляке занимает около 30 мин. Разгрузка топлива после обработки его в тепляке не вызывает затруднений. При расходе топлива ме­нее 100 т/ч иногда применяют пневматические молотки или буро — рыхлительные машины. ‘Однако при этом возможны повреждения вагонов.

30* Начальник котельного цеха поступил неправильно. Во всех отапливаемых помещениях системы топливоподачи следует поддерживать положительную температуру 10—15 °С, особенно при поступлении влажного топлива в осенне-зимний период.

31. Для предотвращения налипания частиц топлива на стенки бункеров, течек, грохотов применяют обогрев стенок паром, бункера с коленчатыми рукавами (см. рис. 2-3). Ленты транспор­теров и барабанов рекомендуется оборудовать скребками и щет­ками для очистки налипшего влажного топлива.

32* Оперативному персоналу иногда приходится пробивать (проталкивать) топливо, застрявшее в бункерах или рукавах перед топкой. Проталкивание топлива производится пиками через специальные лючки с площадки перед рукавом бункера. При этом нельзя нажимать на инструмент грудью или повисать на нем во пбежание ушиба в случае срыва инструмента при обрушивании топлива. Спуск в топливный буккер или его отсеки категорически запрещается. В исключительных случаях работа в топливном бун­кере производится специальной бригадой по письменному наряду начальника котельного цеха или его заместителя после предва­рительного уведомления начальника смены и машиниста котла с соблюдением особых мер предосторожности,

33* Под холодным хранением мазута понимают хранение его при температуре не ниже 10 °С. Разогрев резервуаров, в которых осуществляется холодное хранение мазута, должен производиться за двое суток до ввода его в эксплуатацию.

34. При необходимости отключения отдельных участков ма- .’.утопровода следует спустить из него горячий мазут и очистить арматуру во избежание закупорки мазутопровода.

35. Очистка сетки фильтра без разборки осуществляется про­дувкой его паром через паропроводящий патрубок. Уловленная фильтром грязь оседает в нижней части корпуса стакана и перио­дически удаляется через грязевой вывод. Продувка паром яв­ляется ответственной операцией. Пар в фильтр необходимо пус­кать постепенно, так как резкое повышение давления внутри стакана может порвать сетку в фильтрующем стакане. Пропарку гледует производить только при’ полностью закрытых вентилях па входящем и выходящем мазутопроводе и открытых спускных пгитилях.

36. Кавитация при перекачке мазута может возникнуть: при понижении уровня в резервуаре ниже расчетного; при регулиро­вании подачи задвижкой на всасывающем трубопроводе; при повышении температуры мазута сверх допустимой; при недостаточ­ном сечении всасывающего трубопровода; при неправильной установке насоса.

37. В результате кавитации может возникнуть вибрация на­соса и шум, может снизиться его производительность, напор и КПД. Нередко кавитация приводит к аварии насоса.

38. Снижение производительности мазутных насосов указы­вает на их износ. У поршневых насосов изнашиваются поршне­вые кольца, плунжеры, цилиндры. У роторных насосов изнаши­вается ротор. Износ насосов зависит от загрязненности мазута, его подогрева и состояния фильтров. Снижение производитель­ности центробежных насосов может быть вызвано увеличением щелевых потерь внутри насоса, повышением температуры мазута, увеличением сопротивления сети, засорением рабочего колеса и его износом, попаданием воздуха в насос.

39. О загрязнении мазутного фильтра можно судить по пере­паду давления до и после него, возрастающему по мере загрязне­ния фильтра.

40. Для очистки подогревателей от отложений рекомендуется применять обезжиривающие растворы. В качестве обезжириваю­щих растворов применяются: едкий натр ЫаОН (20—30 г/л), кальцинированная сода СаС03 (25—30 г/л), тринатрийфоефат (25—30 г/л). Температура раствора должна быть 70—90 °С, время очистки 15—20 мин. Затем раствор сливается и поверхность нагрева тщательно промывается (сначала горячей водой и после этого холодной).

41. Перед пуском центробежного или роторного насоса его следует внимательно осмотреть, очистить и наполнить маслом смазочные приборы, провернуть вручную вал насоса. Затем от­крыть все задвижки на всасывающей и напорной линиях; для центробежного насоса задвижка на напорной линии после насоса должна быть закрыта. Непосредственно перед пуском насоса от­крыть краны смазочных приборов и краны на манометры. После этого пустить электродвигатель, и когда центробежный насос разовьет полное число оборотов, а манометр покажет соответст­вующее давление, медленно открыть задвижку на напорной ли­нии, проверить устойчивость работы насоса (отсутствие вибрации, нагрева подшипников).

42. Для остановки центробежного и роторного мазутного на­соса необходимо: отключить электродвигатель, закрыть задвижки на всасывающей и напорной линиях насоса, закрыть краны сма­зочных приборов и краны на измерительные приборы, выпустить мазут из рабочих камер насоса и отключаемого участка мазуто — провода.

43. При эксплуатации мазутного насоса необходимо: контро­лировать работу насоса по стационарным средствам измерений (манометр, вакуумметр, расходомер) и периодически подк лючае­мым к нему средствам измерений (индикатор для измерения ча­стоты вращения, потребляемой электродвигателей, мощности); следить за работой смазочных приборов и пополнять смазку; при внезапном изменении насосом режима работы, появлении стука, нагревании движущихся частей насос следует немедленно остановить, выяснить и устранить причину неисправности; после 500—1000 ч работы произвести текущий осмотр и при необходи­мости — ремонт и смену деталей; через 4000—5000 ч работы про­извести полную разборку насоса для осмотра, а при необходи­мости — ремонта деталей.

44. Для перехода с циркуляционного насоса Ц1 на циркуля­ционный насос Ц2 необходимо выполнить в указанной последо­вательности следующие операции: открыть задвижку 7, пустить циркуляционный насос Ц2, открыть задвижку 9, отключить элек­тродвигатель насоса Ц1, закрыть задвижки 8 и 6, выпустить мазут из рабочих камер насоса Ц1,

45. Для перехода с мазутного насоса М1 на насос М2 необ­ходимо выполнить в указанной последовательности следующие операции: открыть задвижку 11, пустить насос М2, открыть задвижку 13, отключить электродвигатель насоса М1, закрыть задвижки 10 и 12, выпустить мазут из рабочих камер насо­са М1.

46. Пуск ГРУ в соответствии со схемой, показанной на рис. 11-1, производится в следующем порядке: произвести венти­ляцию помещения цеха; произвести наружный осмотр оборудо­вания. арматуры и КИП; проверить, закрыты ли все задвижки и краны, опущен ли клапан ПКН и вывернут ли полностью винт пилота регулятора давления; открыть задвижку 1 и проверить по манометру М1 давление газа (если давление ниже минималь­ного, указанного в инструкции, производить пуск ГРУ не разре­шается); открыть кран 5 на продувочной линии, приоткрыть задвижку.3 на 2—3 оборота и задвижку 4, так, чтобы был слышен шум проходящего газа, и в течение 2—3 мин произвести продувку обводной (байпасной) линии; открыть кран 7, задвижку 8 и под­нять клапан ПКН, введя в зацепление его рычаги (ударник отки­нуть на предохранительную скобу); медленно открыть задвижку 2, наблюдая за показаниями манометра М2\ постепенно поворачи­вать винт пилота П так, чтобы по манометру М2 давление газа повысилось примерно на 10% против установленного при про­дувке обводной линии; закрыть задвижки 3 и 4 и в течение 2—3 мин произвести продувку оборудования ГРУ; постепенно поворачи­вая винт пилота П по часовой стрелке, повысить давление газа по манометру М2 до номинального; при устойчивой работе регу­лятора давления открыть кран 6 и ввести ударник ПКН в рабочее положение.

47. Для перехода на обводную (байпасную) линию необхо­димо выполнить следующие операции: предупредить машинистов» котлов о переходе на обводную линию; повернуть винт пилота Щ против часовой стрелки так, чтобы давление но манометру М2 снизилось приблизительно ка 10% против установленного; от­крыть примерно наполовину задвижку 3 и, медленно открывая, задвижку 4, установить по манометру М2 прежнее давление газа; медленно поворачивая винт пилота П против часовой стрелки, вывернуть его полностью, одновременно наблюдая за давлением газа по манометру М2\ полностью закрыть сначала задвижку 2, затем задвижку 8 и краны 6 и 7; откинуть на предохранительную скобу ударник Г1КН к расцепить его рычаги, опустив клапан; установить непрерывный контроль по манометру М2 над давле­нием газа, поддерживая его на заданном уровне регулировкой вручную степени открытия задвижки 4; сообщить машинистам котлоагрегатов, что переход на обводную линию закончен.

48. Для перехода с обводкой (байпасной) линии на регулятор давления необходимо выполнить следующие операции: преду­предить машинистов котлов о переходе на регулятор давления; поднять клапан ПКН, сцепив его рычаги, откинуть на предохра­нительную скобу ударник и убедиться, что винт пилота П пол­ностью вывернут; снизить, прикрыв задвижку 4, давление газа по манометру М2 примерно на 10% против установленного; открыть задвижку 8, затем — медленно — задвижку 2; открыть кран 7 и, поворачивая пилот П по часовой стрелке, установить по манометру М2 прежнее давление газа; полностью закрыть задвижку 3, а затем задвижку 4; открыть кран 6 и снять с пре­дохранительной скобы ударник ПКН, введя его в рабочее поло­жение; сообщить машинистам котлов, что переход на регулятор давления произведен.

49. При приеме смены следует проверить; отсутствие запаха газа, температуру в помещении ГРП и работу вентиляционных устройств; состояние и положение запорных устройств; состоя­ние предохранительного запорного клапана, регулятора давле­ния, сбросного предохранительного клапана, манометров, расхо­домера или газового счетчика, определить сопротивление газового фильтра.

50 При увеличении сопротивления газового фильтра выше допустимого необходима его очистка. Работа по очистке газового фильтра является газоопасной, поэтому должны быть выполнены все требования, предъявляемые к газоопасиым работам. Перел вскрытием фильтра необходимо перейти на обводную (байпасную) линию, выполнив все операции, описанные в ответе 47. Затем с помощью трехходового крана, установленного перед маноме­тром (манометрами), измеряющим перепад давления на фильтре, сбросить оставшийся газ в помещение ГРП, если невозможно устроить отвод газа резиновым шлангом наружу. После сброса давления трехходовой кран закрывается и по манометру прове —

1>яется отсутствие подъема давления на отключенной линии. Повышение давления по манометру указывает на неплотность за­движек (наиболее вероятна неплотность задвижки на входе в ре­гуляторную установку, т. е. перед фильтром). Еслр затяжка ма­ковика задвижек не обеспечит их плотного закрытия, то необхо­димо установить заглушку после задвижки на входе в фильтр.

Перед вскрытием фильтра следует еще раз убедиться по мано­метру в отсутствии избыточного давления, а затем слегка отпу­стить все гайки на крышке фильтра, приоткрыв ее с помощью отвертки. Кассета фильтра осторожно вынимается и выносится из помещения. На расстоянии 10—20 м от помещения кассету выбивают, удаляя загрязнения, и в случае необходимости про­мывают бензолом.

51. Проба воздуха в помещении ГРП (ГРУ) для обнаружения газа в нем должна выполняться не реже двух раз в месяц.

В помещении ГРП проба воздуха берется как минимум в трех точках: у двери, над регулятором давления и посредине поме­щения, на высоте 2—2,5 м.

52. Персонал, принимающий смену, прекращает прием смены до окончания ликвидации аварии. Ликвидацией аварии руково­дит начальник, сдающий смену. В случае необходимости весь персонал, пришедший на смену, поступает в распоряжение на­чальника смены, занятого ликвидацией аварии.

53. Оперативный персонал может изменять коэффициент из­бытка воздуха путем регулирования количества воздуха, подавае­мого в топку.

54. У котлов, работающих под разрежением, коэффициент из­бытка воздуха по мере движения продуктов сгорания по газохо­дам увеличивается вследствие присосов атмосферного воздуха.

55. Коэффициент избытка воздуха в уходящих газах будет возрастать с увеличением разрежения в верхней части топки. Поэтому при эксплуатации следует поддерживать минимальное разрежение в верхней части топки, при котором не будет выби­вания пррдуктов сгорания в помещение цеха.

56. Повышение производительности питателя может быть до­стигнуто путем изменения хода плунжера при помощи кулисного механизма. Если при этом производительность питателя все равно окажется недостаточной, то придется топку остановить и заме­нить сменные шестерни забрасывателя шестернями с числом зубьев 25 и 54.

57. Остановка ротора забрасывателя и прекращение подачи топлива при работающем электродвигателе происходит при сра­батывании шариковой предохранительной муфты, защищающей забрасыватель от поломок в случае заклинивания плунжера или ротора посторонними предметами. При срабатывании шариковой предохранительной муфты следует немедленно остановить элек­тродвигатель забрасывателя и произвести осмотр ротора и пи­тателя.

38. Для осмотра ротора забрасывателя необходимо отключить его электродвигатель, вызвать дежурного электрика для снятия напряжения с электродвигателя, повесить плакат «Не включать, работают люди!». Затем освободить среднюю часть цилиндриче­ского лотка и, откинув ее на шарнирах, произвести осмотр ро­тора. При необходимости удалить из лотка просыпавшееся топ­ливо или посторонние предметы.

39. При сжигании антрацитов и тощих углей на цепных ре­шетках в случае появления спекшегося шлака рекомендуется подавать вместе с воздухом небольшое количество насыщенного пара. Режимы, при которых под решетку подается паровоздуш­ная смесь, обычно указываются в режимной карте.

60. Заметная разница в толщине слоя на цепной решетке чаще всего происходит из-за установки регулятора слоя с пере­косом. Поэтому при ближайшей остановке котла следует тща­тельно установить регулятор слоя.

61. При сжигании недробленых углей на передней части ре­шетки могут образовываться небольшие бугры из крупных кус­ков топлива, выпадающих вследствие ударов лопастями ротора не по центру кусков. Чаще всего такие бугры в топке ПМЗ-РПК не нарушают процесса горения, и лучше их не трогать от чистки цо чистки. При чрезмерном увеличении бугров их периодически (1—2 раза в час) следует осторожно спихивать вглубь топки, к краям секций. В топках с пневмомеханическими забрасывате­лями и решеткой обратного хода необходимо периодически рас­ту ровывать такие бугры через боковые дверки, чтобы непро­горевшее топливо не сбрасывалось в шлаковый бункер.

62. Основными причинами, вызывающими неполадки в ра­боте устройств возврата уноса, являются: образование шлако — вин в зольниках вследствие слипания и горения отложившегося уноса; засорение эжекторов осколками рассыпавшейся обмуровки; перекрытие выходных сопел со стороны тонки откосами шлака при слишком большой дальности заброса топлива; за плавление выходных сопел шлаком, стекающим по обмуровке задней стены топки; попадание в выходные сопла крупных кусков угля, выле­тающих из забрасывателей; несоответствие размеров эжектора и его производительности количеству выпадающего уноса.

63. Эжекторы возврата уноса работают тем лучше, чем выше давление воздуха перед соплами. Для повышения давления воз­духа перед соплами рекомендуется присоединять всасывающий патрубок высоконапорного вентилятора (вентилятор возврата уноса) к нагнетательному воздухопроводу после дутьевого венти­лятора. Если при этом увеличение расхода воздуха по тракту воз­врата уноса является нежелательным, то диаметры сопел должны быть уменьшены пропорционально увеличению давления.

£4.-Признаками износа бил молотковой мельницы являются: снижение ее максимальной и оптимальной производительности, увеличение крупности выдаваемой пыли и удельного расхода

Рис. 11-5. Устройство для по­вышения надежности крепле­ния бил на билодержателях 1 — била; 2 ступенчатый палец; я — пруток для дополнительного креплении бил на бнлодержателе

РЕШЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧЭлектроэнергии на размол.

Особенно заметно снижа­ется производительность мельницы, если на ней установлены билы П-об — разной формы.

65. Уменьшение веро­ятности срыва бил с било — держателей в момент пуска

Мельницы и повышение надежности их крепления достигаются?,& счет дополнительной фиксации бил при помощи прутка диа­метром 6—8 мм, как показано на рис. 11-5.

66. Увеличение влажности угля, подаваемого в мельницу, при прочих равных условиях приводит к уменьшению ее макси­мальной производительности. При увеличении влажности угля в 1,5—2 раза в зависимости от его сорта производительность мель­ницы уменьшается на 30—40%.

67. Причинами пульсации пылеугольного факела могут быть: повышение влажности бурого угля, недостаточная подсушка топ­лива в мельнице, грубый помол пыли, пониженная нагрузка котла (менее 80% номинальной).

68. Основными неполадаками в работе мазутных форсунок с паромеханическим распылением мазута являются: попадание мазута в паровой канал, износ распылителя, загрязнение вход­ных каналов и распределительной шайбы. В связи с этим работаю­щие форсунки должны периодически заменяться запасными и тщательно очищаться. При сборке форсунки необходимо обра­щать внимание на плотность соединения ее деталей и точность их изготовления. Собранную форсунку следует проверять на стенде, состоящем из рамки для крепления форсунки и штуцера, к ко­торому подведена вода под давлением. Факел распыленной воды должен иметь вид конуса с большим углом раскрытия. Ось ко­нуса должна являться продолжением оси форсунки, не должно быть крупных капель и подтеков воды.

69- Основными неполадками в работе газомазутных горелок РГМГ при сжигании мазута являются: нагарообразование, смо­листые и другие, отложения на внутренней поверхности распыляю­щего стакана, зазубрины, выбоины на кромке распыляющего вякана, вибрация вала, перегрев подшипников.

70. Резкий звенящий шум в горелке РГМГ появляется по одной из двух причин: при задевании топливной трубки за вал

Форсунки или задевании колеса распыляющего вентилятора за его корпус вследствие смещения ротора форсунки.

7/. Пульсация факела может возникать вследствие поступ­ления обводненного мазута, недостаточного его подогрева, за­грязнения фильтров и сопел форсунок, шлакования амбразур,, отложений на лопатках воздухонаправляющего аппарата или их коробления и ряда других нарушений процесса горения. Ликви­дация пульсационного горения производится наладкой топоч­ного процесса.

72. При диаметре газовыпускных отверстий в коллекторе го­релки до 2 мм наблюдается закоксовывание отверстий прочными отложениями. Для предотвращения этого явления необходимо ре­конструировать горелку. При расчете новой горелки следует при­нять диаметр газовыпускных отверстий более 2 мм.

73. Основной причиной коробления и обгорания колосников является увеличенная толщина слоя топлива, остановка решетки, сжигание многозольных рядовых топлив даже с небольшим коли­чеством мелочи, неправильный дутьевой режим. В связи с указан­ным не рекомендуется в топках ЧЦР с решеткой прямого хода сжигать рядовые топлива. В процессе наладки топки в зависи­мости от вида сжигаемого топлива следует выбирать оптималь­ную толщину слоя. Кроме того, не следует останавливать решетку (за исключением аварийных случаев), что обычно делают недоста­точно опытные машинисты котлов. Все операции по изменению скорости решетки следует выполнять плавно, избегая резкого увеличения или уменьшения скорости решетки.

74. Для аварийной остановки топки с молотковыми мельни­цами необходимо: последовательно остановить питатели топлива 34 всех мельниц; увеличить подачу воздуха путем открытия шибе­ров 23; остановить все молотковые мельницы 24; остановить дутьевой вентилятор 18; отрегулировать разрежение в топке, поддерживая его около 30 Па: закрыть шибера 21, 22, 23, 27 и осевой направляющий аппарат 17; провентилировать топку и газоходы котла в течение 10—15 мин и остановить дымосос 14, закрыв осевой направляющий аппарат 15; сообщить начальнику цеха или его заместителю об аварийной остановке топки.

75. При воспламенении пыли в сепараторе необходимо: оста-‘ новить питатель топлива 34; открыть подачу насыщенного пара (распыленной воды) в мельницу; закрыть шибера 21, 23, 27; от­регулировать разрежение в топке; увеличить подачу топлива и воздуха на работающие мельницы, корректируя подачу вторич­ного воздуха и разрежение в топке; закрыть шибер 31, отклю­чающий остановленную мельницу от топки. После установления нормальной работы топки на действующих мельницах приступить к очистке остановленной мельницы от остатков пыли и топлива. Для этого вызвать дежурного электромонтера и снять напряжение с электродвигателя питателя и мельницы, повесив плакат «Не включать!»; осторожно открыть дверь мельницы и убедиться, что

В ней нет очагов горящей или тлеющей пыли (при наличии оча — гов горения закрыть дверь мельницы и продолжать подачу в нее распыленной воды до полной ликвидации очагов тлеющей пыли); произвести полную очистку мельницы от остатков топлива и только после этого подготовить ее к пуску.

76. При обрыве факела необходимо (см. рис. 3-9): остановить питатель топлива 34 и работающую мельницу 24; закрыть шибера 21, 23, 27 и направляющий аппарат 17 дутьевого вентилятора 18; отрегулировать разрежение в топке, установив его равным 20— 30 Па,, и при этом разрежении произвести ее вентиляцию в те­чение 10—15 мин; закрыть шибер в шахте 31 остановленной мель­ницы; зажечь обе мазутные форсунки 28. Затем проверить состоя­ние мельницы № 2. Для этого: вызвать дежурного электромон­тера для снятия напряжения с электродвигателя мельницы № 2 и ее питателя; вывесить плакат на пускателях питателя и мельницы «Не включать!»; приоткрыть дверь мельницы № 2 и убедиться, что в ней нет очагов тлеющей пыли; при отсутствии очагов тлею­щей пыли очистить мельницу от остатков топлива; закрыть дверь и опробовать работу мельницы № 2 на холостом ходу. При нор­мальной работе мельницы № 2 произвести повторную растопку котла при работе обеих мазутных форсунок. После замены бил на мельнице № 1 включить ее в работу; при устойчивой работе топки на обеих мельницах поочередно отключить мазутные фор­сунки.

Причинами обрыва факела при работе на одной мельнице мо­гут быть: повышенная влажность топлива; низкая температура воздуха, поступающего в топку; подача в топку грубой пыли; разрежение в топке более 30 Па.

Для предотвращения описанной аварии следовало своевре­менно включить в работу обе мазутные форсунки, если топка ид одной мельнице работала с пульсацией, о которой можно судить но колебанию разрежения в топке.

77. Машинист котла прежде всего обязан проверить, не по­гасли ли горелки, и если они не погасли, то общей задвижкой на агрегат снизить давление газа перед горелками до прежнего уровня. В случае погасания одной из горелок немедленно прекратить по­дачу газа на все горелки, закрыв общую задвижку на агрегат. Затем закрыть рабочие и контрольные задвижки на каждую го­релку и открыть краны на газопроводе безопасности, сообщив начальнику смены о выполненных операциях; далее действовать по его указанию.

78. Вибрационное горение при установке подовых горелок появляется в следующих случаях: при недостатке воздуха или работе с коэффициентом избытка воздуха, близким к единице; при неудовлетворительном подводе или распределении воздуха; при плохом перемешивании газа с воздухом.

Рекомендуется: выявить, при каком коэффициенте избытка воздуха на выходе из топки наблюдается вибрационное горение и при каком прекращается; проверить состояние колосникового полотна решетки (правильность выкладки пода, расположение горелки в щели).

79. При разрушении щели горелки необходимо: снизить рас* ход газа на горелку до 50% номинального, увеличив до необхо*? димого по нагрузке котла расход газа на остальные горелки; увеличить расход воздуха на поврежденную горелку до предела, при котором она устойчиво работает; сообщить о своих действиях! начальнику цеха или его заместителю и в дальнейшем действо­вать по его указанию.

80. Прежде чем приступить к подготовке котла для растопки, следует тщательно провентилировать помещение цеха, включив: принудительную приточно-вытяжную вентиляцию. При естест­венной вентиляции открыть окна и двери котельной. Вентиляция помещения производится не менее 15 мин. Произвести наружный и внутренний осмотр всего оборудования. После вентиляции по­мещения и осмотра оборудования открыть воздушник 29, вен­тили 26, 33, 35 и заполнить котел водой до нижней отметки на водоуказательном приборе. Затем закрыть вентиль 33 и открыть вентиль 34 на сгонной линии; произвести вентиляцию топки и газоходов котла в течение 10—15 мин. Для пуска регуляторной установки необходимо: убедиться, что все краны и задвижки полностью закрыты, за исключением кранов 21 на газопроводе безопасности горелок, которые должны быть открыты; осмотреть оборудование ГРУ и убедиться, что винт пилота П полностью вывернут, а клапан ПКН закрыт; открыть кран 5 и кран на мано­метр М1\ открыть задвижку 1 и проверить по манометру М1 начальное давление газа. Если начальное давление газа ниже мини­мального, указанного в производственной инструкции, пуск ГРУ до выявления причин этого производить не следует. При нор­мальном начальном давлении газа открыть кран на манометр/М2 и, приоткрыв задвижки 3 и 4, в течение 2—3 мин продуть oбвoдJ ную линию ГРУ. Затем открыть кран 8. задвижку 7 и поднять клапан ПКН, введя в зацепление его рычаги (ударник откиды­вается на предохранительную скобу). Медленно открывая за­движку 2, наблюдают за показаниями манометра М2. Для про­дувки оборудования ГРУ медленно повернуть по часовой стрелке винт пилота Г1 так, чтобы по манометру М2 давление газа повы­силось примерно на 10% против установленного при продувке обводной линии. Закрыть задвижки 3 и 4, в течение 2—3 мин продуть оборудование ГРУ. По окончании продувки повернуть винт пилота П по часовой стрелке, повысив давление газа по мано­метру М2 до номинального значения, установленного производст­венной инструкцией. При устойчивой работе регулятора открыть кран 6 и ввести ударник ПКН в зацепление.

Для продувки цехового газопровода открыть кран 13 и, при-* открыв задвижку И (до появления шума проходящего газа), продуть газопровод в течение 3—4 мин. Затем продуть счетчик^ открыв задвижки 9, 10, после чего закрыть задвижку 11 и кран 5. Для продувки газопровода пускаемого котла необходимо: открыть кран 19, поднять электромагнитный клапан СВМГ, приоткрыть задвижку 14 (до появления шума проходящего газа) и в течение 3—4 мин продуть газопровод. Качество продувки проверить путем отбора пробы из запальника 16 при открытом кране 15. В случае применения инжекдионного запальника не следует за- (Зывать, что он должен быть снят с резинового шланга. По окон­чании продувки полностью открыть задвижку 14 и закрыть кран 13. Для зажигания запальника 16 необходимо сначала поднести заж­женную спичку к его устью, а после этого приоткрыть кран 15. Затем подготовить к зажиганию одну из горелок. Для этого необ­ходимо: полностью закрыть шибер Ш, регулирующий подачу воздуха к горелке; установить в верхней части топки разрежение 20—30 Па; включить манометры М3 и М4\ внести запальник в за­пальное отверстие 23. Если пламя запальника устойчиво, закрыть кран 21 и полностью открыть контрольную задвижку 20. После этого приоткрыть задвижку 22, следя за загоранием газа, выходя­щего из горелки. Газ должен воспламениться немедленно. Катего­рически запрещается зажигать горелки от раскаленной обму­ровки. Зажигают горелку при давлении газа около 10—15% номинального. Если при зажигании горелки погаснет запальник или мгновенно не загорится газ, выходящий из горелки, следует закрыть кран 15, задвижки 22, 20, открыть кран 21 и провенти­лировать топку и газоходы в течение 15—20 мин. Повторное за­жигание горелки разрешается только после выяснения причин певоспламенения газа. После зажигания и устойчивой работы горелки удаляю^, из топки запальник и закрывают кран 19.

В ряде инструкций и руководств рекомендуете#, после зажи­гания горелок запальник не гасить, а, убавив подачу газа, оста­вить запальник в качестве сигнального огня. Опыт эксплуатации показал, что это приводит не только к излишнему расходу газа, по иногда и’загазовыванию цеха. Часто из-за сквозняка в цехе запальники гаснут, и если персонал вовремя этого не заметит, газ через неработающий запальник будет поступать в помеще­ние цеха. В период работы горелки с пониженной теплопроизводи — телыюстью нужно внимательно следить за устойчивостью пла­мени, .^подавая небольшое количество воздуха. Аналогично за — жигак&т остальные горелки котло агрегат а.

КогДа из открытого воздушного вентиля 29 пойдет пар, сле­дует открыть (при наличии пароперегревателя продувку паро­перегревателя) и закрыть вентиль воздушника 29. При давле­нии в котле 0,2—0,3 МПа открыть продувку 30 и, приоткрыв глав­ную паровую задвижку котла 28, начать прогрев паропровода от котла к сборному коллектору котельной. По мере прогрева паро — 111 овода при давлении около 0,8 МПа полностью»’ открыть за­движку 28. Перед включением котла в сборный колЗтфсгор котель­ной 32 проверить исправность предохранительных клапанов, водоуказательных приборов и сниженных указателей’ уровня* манометра котла и питательных устройств, включить автоматику,

, безопасности и аварийную сигнализацию. При давлении в котле, равном йоминальному или несколько более низком (не более чем: на 0,05 МПа) медленно открыть задвижку 31 при ослабленном горении в топке. Если в момент включения в паропроводе будут возникать толчки или гидравлические удары, немедленно закрыть задвижку 31 и продолжать усиленно дренировать паропровод; После включения котла в паровую магистраль и частичного приема котлом нагрузки закрывается вентиль 30, открывается задвижка 33 и закрывается задвижка 34 на сгонной линии.

81, Для остановки котла необходимо: поочередно снизить теплопроизводительность всех работающих горелок до минималь­ной, при которой они работают устойчиво, путем уменьшения дав­ления воздуха шибером Ш и давления газа задвижкой 22. Для отключения каждой горелки закрывают сначала задвижку 22, затем 20, открывают кран 21 и закрывают шибер Ш. После от­ключения всех горелок останавливают дутьевой вентилятор В, закрывают задвижку 14 и открывают кран 19, уменьшают разре­жение в топке до 20—30 Па, оставив на 10—16 мин в работе дымо­сос, открывают вентиль 30 и закрывают задвижку 31. После от­ключения котла от сборного коллектора котельной котел необхо­димо периодически подпитывать, поддерживая средний уровень воды в котле. Наблюдение за уровнем воды в котле должно произ­водиться все время, пока в котле имеется давление.

. 82. Включать в работу поверхностный пароохладитель при растопке котла не следует. При повышении перегрева пара не­обходимо увеличить продувку пароперегревателя, снизить фор­сировку топки, уменьшить коэффициент избытка воздуха, про­верить, не происходит ли затягивание факела в газоход паро­перегревателя.

83, При растопке котла пароперегреватель омывается про­дуктами сгорания, имеющими высокую температуру, а охлажде­ние змеевиков паром начинается только после достижения опре­деленного давления пара в барабане котла. Вследствие этого змеевики пароперегревателя могут нагреться до очень высокой температуры. С начала растопки (после закрытия воздушника) необходимо открыть продувку пароперегревателя и не форсиро­вать работу топки до повышения давления в барабане котла до

0, 2—5,3 МПа. Подпитку котла водой яри растопке необходимо производить равномерно, не допускать затягивания факела в газо­ход пароперегревателя и перекоса температуры в топке.

84. Периодическая продувка нижнего барабана и нижних кол­лекторов экранов производится по указанию химической лабора­тории в присутствии начальника смены. О предстоящей продувке котла должен; быть предупрежден персонал котельной, а также ремонтный персонал, работающий на соседних котлах. До на-, чала продувки необходимо: убедиться в исправности нодоуказа —

Тельных приборов* питательных устройств, наличия воды в пита­тельных баках; проверить наличие заглушек на продувочных ли­ниях котлов, находящихся в ремонте; произвести осмотр проду­вочных вентилей. Уровень воды в котле перед продувкой должен быть немного выше среднего. Открывать продувочную арматуру следует осторожно и постепенно. При этом сначала открывается второй от котла продувочный вентиль и слегка ослабляется первый вентиль для прогрева продувочных трубопроводов. Первый проду­вочный вентиль открывается на число оборотов, указанное в местной инструкции. Если в продувочном трубопроводе появляется стук, вентиль следует слегка прикрыть до полного исчезновения толчков. Длительность продувки устанавливается химической лабораторией. При продувке следует особенно внимательно наблюдать за уров­нем воды в котле и в случае какой-либо ненормальности про­дувку немедленно прекратить. По окончании продувки сначала закрывают первый от котла вентиль, затем второй. Через неко­торое время после продувки необходимо проверить плотность за­порной арматуры ощупыванием продувочного трубопровода, ко­торый должен быть холодным. Открывание и закрывание проду­вочной арматуры следует производить в рукавицах, очках и плот­ной одежде (запрещается пользоваться рычагами для увеличе­ния усилия на штурвале арматуры). Время начала и окончания продувки фиксируется в вахтенном журнале.

85. Обдувка поверхностей нагрева, как правило, должна про­изводиться не реже одного раза в смену. Начинать обдувку сле­дует с экранных поверхностей нагрева, переходя от них к паро­перегревателю и далее по ходу продуктов сгорания. Включать в работу обдувочные аппараты следует поочередно, одновремен­ная обдувка двумя аппаратами запрещается. Персонал, произво­дящий обдувку, обязан пользоваться рукавицами и предохрани­тельными очками. Обдувка какой-либо поверхности нагрева про­изводится в следующем порядке: произвести осмотр обдувочного аппарата и убедиться в его исправности; произвести прогрев и дренаж всех связанных с обдувкой паропроводов; проверить давление пара на обдувочном трубопроводе (минимальное и максимальное давление указывается в местной инструкции); осведомить обслуживающий персонал котельной о производстве обдувки; увеличить разрежение в топке до 40—60 Па; открыть вентиль подачи пара на обдувочный аппарат (если в газоходе котла раздастся усиленный шум и давление пара начнет резко падать, обдувку следует прекратить); проверить два-три раза колесо обдувочного аппарата, каждый раз доходя до упора. По оконча­нии обдувки закрыть вентиль перед обдувочным аппаратом и об­щий вентиль на обдувочный трубопровод, открыв продувочные вентили.

86. В течение смены необходимо не менее двух раз произвести обход котла, просматривая через гляделки состояние поверхности нагрева, прослушивая топку, газоход пароперегревателя, газо

Ходы котла и водяного экономайзера. Неплотности в трубах по­верхности нагрева котла, пароперегревателя и водяного эконо­майзера можно выявить по шуму в газоходах, снижению уровня воды в барабане котла, расхождению показаний паромера и водо­мера, появлению воды в шлаковых и золовых бункерах.

87. Повышать давление в котле следует постепенно, особенно при малой нагрузке котла, так как при интенсивной форсировке топки заметно увеличивается тепловосприятие экранных труб,, а паросодержание возрастает значительно медленнее, ибо часть теплоты расходуется на подогрев воды до более высокой темпера­туры насыщения, соответствующей возросшему давлению. Подъем давления следует производить так, чтобы при пониженных на­грузках оно росло примерно со скоростью 400 Па/с, а при номи­нальных— со скоростью в два раза большей.

88. Подготовительные операции, связанные с осмотром вспомо­гательного оборудования и топки, а также ее вентиляции, — такие же, как для паровых котлов, и зависят от вица сжигае­мого топлива, способа его сжигания и конструкции топки.

Заполнение котла водой производят в следующем порядке: открывают все дренажные вентили и воздушники; открывают за­движку на входе сетевой воды в котел; закрывают воздушники после того, как из них пройдет вода; промывают котел через дренажные линии (время промывки устанавливается в зависи­мости от степени загрязнения труб и камер); открывают задвижку на выходе из котла и закрывают дренажные вентили, контроли­руя количество воды, проходящее через котел, по расходомеру’.

89. Во избежание гидравлических ударов при эксплуатации водогрейных котлов недопустимы тепловые перекосы в топке. Отсутствие тепловых перекосов достигается при работе всех уста­новленных горелок с одинаковой теплопроизводительностью. Регулирование форсировки топки следует производить одинако­вым изменением теплопроизводительиости всех работающих го­релок.

90. Обязательному контролю подлежат следующие параметры водогрейного котла: давление воды до и после котла; температура воды до и после котла; расход воды через котел; разрежение в топ­ке, за котлом, после воздухоподогревателя, перед дымососом; температура уходящих газов. Кроме того, необходимо измерять параметры, характеризующие работу топки. При сжигании газа и мазута контролю подлежат: давление газа или мазута перед горелками; давление воздуха после вентилятора, после воздухо­подогревателя и перед горелками с принудительной подачей воз­духа; температура воздуха перед воздухоподогревателем и после него; состав продуктов сгорания за котлом.

91. Обводной газоход для отключения индивидуального чу> гунного водяного экономайзера по тракту продуктов сгорания не обязателен при наличии сгонной линии, обеспечивающей по­стоянный пропуск воды через экономайзер. Опыт эксплуатации

Показал, что обводные газоходы приводят к систематическому пропуску части продуктов сгорания помимо экономайзера из — за неплотности отключающих шиберов.

92. Линия рециркуляции стальных экономайзеров предназна­чена для подачи воды в экономайзер при растопке котла. Она соединяет входной коллектор экономайзера с барабаном котла и обеспечивает поступление воды в экономайзер при ее испаре­нии во время растопки. На линии рециркуляции устанавливается вентиль, который открывается при растопке котла и закрывается при включении котла в паровую магистраль. При температуре продуктов сгорания в газоходе водяного экономайзера менее 450 °С можно обойтись без линии рециркуляции. В этом случае котел периодически подпитывают, спуская излишки воды в дре­нажную систему.

93. «Правила» Госгортехнадзора разрешают выполнять ин­дивидуальный чугунный экономайзер не отключаемым по воде при условии непрерывного питания котла водой с помощью авто­матического регулятора, устанавливаемого на входе воды в эконо­майзер. Групповой водяной экономайзер (общий для нескольких котлов) обязательно должен быть отключаемым по воде и иметь обводной газоход помимо водяного экономайзера. Однако в на­стоящее время групповые экономайзеры не устанавливаются и там, где можно, целесообразно заменять их индивидуальными.

94. Обслуживание экономайзера при нормальной работе ко­тельного агрегата заключается в контроле над температурой воды и продуктов сгорания перед экономайзером и после него, пе­риодическом прослушивании его газохода, обдувке поверхности нагрева, проверке илотности газохода. Прослушивание газохода производится с целью выявления неплотностей в трубах и уте­чек воды. Увлажнение воды, удаляемой из-под газохода экономай­зера, также указывает на неплотности в трубах.

95. Опыт эксплуатации показал, что защита барабана котлов ДКВР посредством торкрета непрочна и в течение одного-двух месяцев разрушается. Более надежно защищать барабан фасон­ным огнеупорным кирпичом. Конструкция крепления огнеупор­ного кирпича показана на рис. 5-1.

96. Наружная поверхность труб осматривается из тойки и газоходов. При осмотре труб проверяются угловые экранные грубы, горизонтальные и слабойаклоненные участки кипятиль­ных труб. Наиболее распространенными дефектами экранных и кипятильных труб являются кольцевые и продольные трещины, отдулины, свищи, местное утонение стенок труб, деформация труб из-за отложений накипи или нарушении циркуляции, износ труб под действием золы. Разрывы, отдулины, прогибы, выры­вание труб из трубных решеток чаще всего бывают в первых ря­дах труб, обращенных в топку.

97. Вспенивание воды в барабане котла может происходить из-за попадания масла, чрезмерной подачи химических реактивов

(фосфатов, соды). При вспенивании котловой воды происходит резкое увеличение и колебание ее уровня, что может вызвать поступление воды в пароперегреватель и паропровод. При силь­ном вспенивании могут появиться неплотности в сальниках, фланцах арматуры и паропровода. Во избежание гидравлических ударов и аварий необходимо: немедленно снизить нагрузку котла, прекратить подачу химических реактивов, открыть продувку паро­перегревателя, усилить непрерывную продувку котла, продуть водоуказательные приборы и проверить уровень воды в барабане котла. Если указанные меры не помогут, следует немедленно остановить котел.

98. При указанных условиях могут быть рекомендованы сле­дующие мероприятия: устройство временных обводных газоходов, если имеется возможность подключить котлы, работающие на разных видах топлива, к разным дымовым трубам; устройство рассечек и искрогасителей в газоходах; снижение форсировки топок котлов, работающих на твердом топливе, с прекращением подачи воздуха, тщательная проверка прибором отсутствия за­газованности газоходов котла, растапливаемого на газе; обяза­тельное присутствие ответственного за использованием газа в пе­риод растопки и включения в паровую магистраль котла на газе.

99. Необходимо прежде всего убедиться в том, что не проис­ходит затягивания факела в газоход пароперегревателя. Для снижения температуры перегрева пара рекомендуются следующие режимные мероприятия: уменьшить коэффициент избытка воз­духа на выходе из горелок до 1,05—1,03; увеличить температуру питательной воды, поступающей в водяной экономайзер; изменить положение факела в топочной камере, расположив его в нижней части топки.

100. Для ликвидации затягивания пламени в газоход паро­перегревателя необходимо: увеличить степень открытия направ­ляющего аппарата вентилятора; прикрыть языковый шибер для увеличения крутки вторичного воздуха; отрегулировать раз­режение в верхней части топки так, чтобы давление составляло 10—20 Па.

101. При растопке котла ТП-35-40 нижние коллекторы эк­ранов должны опускаться. Причиной неизменного положения ре­пера коллектора фронтового экрана является защемление обмуров­кой экранных труб. Во избежание выхода из строя труб фронто­вого экрана необходимо немеделнно прекратить растопку котла. После расхолаживания котла осмотреть экранные трубы в месте прохода через обмуровку и освободить защемленные трубы.

102. Заметное внезапное повышение температуры продуктов сгорания перед воздухоподогревателем указывает на загорание сажи в газоходе водяного экономайзера или воздухоподогрева­теля. Во избежание развития аварии необходимо немедленно погасить все горелки; остановить вентилятор и дымосос, закрыв их направляющие аппараты; подать насыщенный пар в обдувоч — ные устройства; усилить контроль над давлением пара и уровнем воды в барабане котла (при необходимости открыть продувку пароперегревателя и отключить котел главной паровой задвиж­кой); удалить всех лиц, не участвующих в ликвидации аварии; сообщить руководству цеха о происшедшем и далее действовать по указанию руководства цеха.

103. При открытом вентиле на линии рециркуляции кипящего водяного экономайзера питательная вода в барабан котла будет поступать не через водяной экономайзер, а через линию рецир­куляции. В результате вся вода в экономайзере испарится. При таком положении подавать воду в экономайзер нельзя, так как в экономайзере мгновенно образуется большое количество пара, что приведет к разрыву его труб.

104. Для ликвидации указанной аварийной ситуации диаметр продувочных штуцеров нижних коллекторов экранов должен быть не более 25 мм, а кроме того, на каждом продувочном штуцере между продувочными вентилями должна устанавливаться огра­ничительная шайба. При продувке следует продувочный вентиль открыть и сразу же закрыть.

105. Коррозия дымовой трубы происходит из-за конденсации водяных паров из продуктов сгорания. Для ликвидации этого явления необходимо покрыть изоляцией дымовую трубу на 5— й м от ее основания. Если эта мера окажется недостаточной, придется повысить температуру уходящих газов путем рекон­струкции хвостовых поверхностей нагрева.

106. Ухудшение тяги в котельном агрегате может произойти по двум причинам: из-за неудовлетворительной работы дымососа или из-за увеличения количества продуктов сгорания и сопро­тивления газоходов. Производительность и напор, создаваемый дымососом, может снизиться из-за недоброкачественного ремонта, тчзноса лопаток рабочего колеса, неплотностей кожуха и больших нрисосов воздуха через них и по валу, а также из-за неполного открытия лопаток направляющего аппарата.

Сопротивление газоходов при движении продуктов сгорания возрастает при увеличении объема продуктов сгорания, изменении расстояния между трубами поверхности нагрева, загрязнении поверхностей нагрева вследствие золовых отложений. Объем продуктов сгорания (при неизменной паропроизводительности котла) может увеличиться из-за работы с повышенными коэффи­циентами избытка воздуха в топке и увеличения присосов воздуха по тракту котлоагрегата. При увеличении сопротивления газо­вого тракта, о чем можно судить но уменьшению нагрузки элек­тродвигателя, производительность машины снижается, что при­водит к недостатку тяги.

Ваш отзыв

Рубрика: Теплотехническое оборудование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *