Вспомогательные и утилизационные паровые котлы

Вспомогательные котлы используются как на судах с КТЭУ, так и на судах с ДЭУ и ГТУ. На судах с КТЭУ они обеспечивают паром потребители во время стоянки судна при неработающих главных котлах, а также используются для ввода главной котельной установки в действие (подача пара на турбоприводы ВМ до начала отбора пара от главного котла). На судах с ДЭУ и ГТУ вспомогательные котлы используются для обеспечения паром потребителей как на ходовых режимах, так и в период стоянки судна.

На судах с мощными КТЭУ иногда роль вспомогательного котла выполняет один из главных котлов.

Вспомогательные котлы должны удовлетворять следующим

Требованиям;

— иметь минимальную массу и габариты;

— быть простыми в устройстве и надежными в эксплуатации;

— иметь возможность работы при безвахтенном обслуживании в автоматическом режиме;

— иметь высокие маневренные характеристики;

— предъявлять невысокие требования к качеству питательной воды.

В качестве вспомогательных в настоящее время на судах применяются следующие типы паровых котлов;

• двухколлекторные водотрубные вертикальные котлы с

Естественной циркуляцией следующих марок;

Квва Dp ; kab Dp ; кв

Где цифровые индексы в марке котла обозначают;

D — паропроизводительность [т/ч];

Р — рабочее давление пара в котле [кгс/см ];

Например; КВВА 12/28 (D = 12 т/ч; р = 28 кгс/см2), КАВ 1,5/5 и т. д.

• вертикальные и горизонтальные газотрубные котлы. В настоящее время разработан ряд типоразмеров отечественных котлов типа КВА D / р, и импортных котлов типа «Санрод», «Спэннер», «Унекс»;

• газоводотрубные котлы типа «Санрод», устанавливаемые на ряде отечественных судов зарубежной постройки.

В утилизационных котлах в качестве источника теплоты используются уходящие газы главных двигателей — ДВС или ГТД. Применение утилизационных котлов в составе энергетической установки приводит к экономии 8 ^ 12 % топлива и повышению общего КПД установки. Помимо утилизации теплоты УК обеспечивают глушение шума отработавших газов и искрогашеиие. Пар от утилизационных котлов используется главным образом на судовые нужды, хотя возможно его применение в утилизационных турбогенераторах для выработки электроэнергии или механической энергии для привода главного движителя.

Конструкции современных утилизационных котлов весьма разнообразны. Наибольшее распространение в отечественном морском флоте получили; водотрубные утилизационные котлы с естественной циркуляцией, водотрубные утилизационные котлы с многократной принудительной циркуляцией и автономным сепаратором пара, и прямоточные утилизационные паровые котлы.

Иногда в судовых установках в качестве вспомогательных используют комбинированные утилизационные котлы, в которых в одном котлоагрегате скомпонованы топливная и утилизационная части (рис. 17). Такие котлы могут вырабатывать пар в следующих режимах работы;

— на ходу судна работает только утилизационная часть котла, в которой парообразование происходит за счет теплоты отработавших газов главного двигателя (ГТУ или ДЭУ). На стоянке работает только автономная часть котла от собственной топливной и воздушной систем;

— на ходу судна работает утилизационная часть котла. В случае необходимости увеличения паропроизводительности котла автоматически в работу включаются форсунки топливной части. На стоянке, для обеспечения паром потребителей при неработающей ГЭУ, работает только автономная часть котла.

В некоторых типах комбинированных утилизационных котлов используется общая испарительная поверхность нагрева, омываемая (в зависимости от режима работы котла) как выхлопными газами главного двигателя, так и продуктами сгорания топлива собственной автономной топливной части. Перенаправление потоков продуктов сгорания в таких котлах осуществляется с помощью специальных поворотных заслонок — газовых шиберов.

Дг

УЧ

Исп

ПП

ПЕ

Тч

В

ИСП

ТЧ

Паровой

Коллектор

 

Вспомогательные и утилизационные паровые котлы
Вспомогательные и утилизационные паровые котлы
Вспомогательные и утилизационные паровые котлы

Тч

 

ТЧ

 

Водяной

Коллектор

ТЧ

 

Водяной

Коллектор

УЧ

 

Выхлопные газы от ГТД

 

Вспомогательные и утилизационные паровые котлы

Рис. 17. Схема комбинированного водотрубного котла с ЕЦ с утилизационной и топливной частями типа КВКА газотурбинного судна.

ТЧ — топливная часть котла; УЧ — утилизационная часть котла; ПП — трубная система пароперегревателя; ИСП — трубная система испарительной части котла;

Э ТЧ — экранная поверхность нагрева топливной части котла; ОП ТЧ — опускные трубы топливной части котла; ДГ — дымовые газы.

Лекция 4.

Состав и характеристики топлива судовых паровых котлов. Основы теории горения топлива.

Ваш отзыв

Рубрика: Судовые паропроизводящие установки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *