ТУРБИННОЕ СУДНО

Всего сорок лет назад, в 1896 году, было произведе­но официальное испытание первого в мире судна с паровой турбиной. Это была «Турбиния», построенная одним из изобретателей паровой турбины — Чарльзом Парсонсом. «Турбиния» развила неслыханную для су­дов того времени скорость — около 60 км в час. С тех пор не только на всех новых больших судах стали устанавливать паровые турбины, но даже заменили турбинами поршневые машины многих старых судов.

Но в то время как автомобили, паровозы, самолеты легко развивали скорость свыше 100 км в час, суда стояли на последнем месте и не добирались до 100-ки­лометровой скорости. При этом даже для хода судов со скоростью в 60 км в час приходилось устанавли­вать на них турбины чудовищных мощностей. Только лет двадцать тому назад французский инженер Реми предложил новый тип судна.

Дело в том, что вода во много раз плотнее воздуха. Поэтому «расталкивать» воду во много раз труднее, чем воздух. А так как большая часть судна помещает­ся в воде, большая часть мощности турбины тратит­ся на преодоление сопротивления воды.

Реми предложил другой выход: не расталкивать во­ду, а итти по самой поверхности воды, скользить по ней. Для этого Реми построил совсем плоскодонное судно и даже винт его установил не в воде, а над суд­ном, в воздухе. Авиационный мотор вращал пропеллер. Но не в одном плоском дне был секрет Реми. Главное, примерно на середине дна был уступ, так называемый «редан». Дно судна было ступенчатым. Ступенька — редан — оказала существенную помощь. Когда судно разгонялось, его нос поднимался, вода нажимала на плоское дно, выпирала его на поверхность, и почти все судно выходило из воды. Только кончик редана да конец кормы были в воде, а почти все судно — в воздухе. Судно действительно скользило по воде. 20

По-французски «глиссэ» значит «скользить». Поэто­му Реми назвал свое скользящее по воде судно «глис­сер» — скользитель.

Многие думают, что глиссер — это судно с воздуш­ным винтом. Это неверно. Все дело только в кон­струкции днища: если есть редан на днище, значит глиссер. А глиссеры бывают мелководные — с воз­душными винтами — и морские — с водяными. Так как глиссер скользит по самой поверхности воды, он может итти по самым мелким речкам. Тут, конечно, нельзя ставить водяной винт: он запутается в тине, в водорослях, будет цеплять за дно, — приходится ставить воздушный винт. А в глиссерах, рассчитанных на работу в море, лучше ставить водяные винты, пото­му что водяные винты работают лучше воздушных.

Для нашего Союза глиссеры — очень важные суда. У нас много мелких речек, по которым мы органи­зуем быстрое сообщение с помощью глиссеров. Глис­серы могут развозить почту, пассажиров; специально оборудованные глиссеры с насосами могут приезжать тушить пожары; на быстрых глиссерах удобно охра­нять наши границы.

Обычно на глиссерах ставят авиационные или авто­мобильные моторы, или просто так называемые «под­весные». Подвесные моторы с водяными винтами уста­навливают на небольшие глиссеры вместо руля.

Мы попробовали установить нашу маленькую паро­вую турбину на небольшой корпус глиссера. Получи­лась очень хорошая модель паротурбинного глиссера. Для изготовления корпуса нужен только картон, не­много фанеры и масляная краска.

Ваш отзыв

Рубрика: САМОДЕЛЬНАЯ ПАРОВАЯ ТУРБИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *