Для проведения инженерных расчетов необходимо знать состав и свойства органического топлива. Химический состав топлива (особенно твердого) сложен и в большинстве случаев формула его неизвестна, а поэтому ее характеризуют массовым содержанием образующих его элементов в процентах. Исследованиями установлено, что органическое твердое и жидкое топливо в основном состоит из углерода, водорода, серы, азота, кислорода, различных минеральных солей и воды. При этом лишь углерод, водород и Сера могут участвовать в химических реакциях окисления с выделением тепловой энергии (экзотермические реакции), т. е. гореть. Поэтому часть массы топлива, состоящую только из этих элементов, называют горючей. Азот, кислород, минеральные соли и вода составляют негорючую часть топлива, а поэтому ее называют балластом. Сумма горючей массы топлива и его балласта представляет собой рабочую массу, т. е. массу топлива в том виде, в котором оно добыто и поступило для сжигания.
Состав топлива принято задавать с помощью формул, отражающих для Твердого и жидкого топлива элементарный состав в процентах по массе на 1 килограмм рабочей массы:
СР + ЯР + ЗР + ОР + ^Р+ЛР + W^nacr = 100%, (15.1)
Горючая масса
Где р — индекс, означающий, что состав рассчитан на рабочую массу топлива; С, Н, S, О, N —общепринятые символы химических элементов; А — Минеральные примеси (зола), образующиеся в процессе сжигания топлива (зольность топлива); W — вода (влажность топлива).
Если из топлива удалить влагу, то получим сухую массу топлива (записывается с индексом «с»):
Сс + #с + 5е + 0е + Nc + Ас = 100%. (15.2)
Горючая масса балласт
Если из топлива удалить влагу и золу, то получим горючую массу топлива (записывается со знаком «г»):
Cr + Hr + Sr + Or + Nr = 100%. (15.3)
Горючая масса балласт
Пересчет состава топлива с одной массы на другую производится с помощью коэффициентов пересчета, приведенных ниже.
Заданная масса топлива |
Коэффициент пересчета на массу: |
||
Рабочую |
Сухую |
Горючую |
|
Рабочая Сухая Горючая |
1 (100-WP)/100 (100 — Wp — Ар)/100 |
100/(100 — Wp) 1 (100-Ас)/100 |
100/(100 — Wp- Ар) 100/(100-Лс) 1 |
Газообразное топливо, так же, как твердое и жидкое, представляет собой смесь различных компонентов и делится на естественное и искусственное. Состав газообразного топлива выражают в процентах по объему входящих в него различных газов, а расчеты относят к 1 кубическому метру при давлении 101325 паскалей (760 миллиметров ртутного столба) и температуре 0 градусов по шкале Цельсия. Эти параметры газов называют Нормальными. Стандартными условиями считают следующие параметры газа:
• давление 101325 Па;
• температура Т = 293.16 К (20°С).
Для приведения объема газа Vt при давлении Pt и температуре T к
Нормальным условиям используют зависимость:
V°(15-4)
Где V0 — объем газа при нормальных условиях, м3.
Для приведения к стандартным условиям используют следующую зависимость: ллЧ
(273 4- 20)Pt
(273 + T)P0 ‘ (Ш5)
Где V2Q — объем газа при стандартных условиях, м3.
Основные составляющие природного и попутного газов —метан СН4 (50…95%), этан СгНв, пропан С3Н8, бутан СгНв, другие углеводороды, углекислый газ, азот N2 (последние два компонента являются балластом). В состав искусственного газообразного топлива входят оксид углерода СО, водород Н2, метан, углекислый газ и азот. В газообразном топливе содержатся также водяные пары, различные смолы и др.
Для коммунально-бытовых целей широко применяются сжиженные газы, состоящие в основном из легкоконденсирующихся при сжатии углеводородов — пропана и бутана. Различают три марки сжиженных газов:
• смесь пропан-бутана техническая зимняя СПБТЗ;
• смесь пропан-бутана техническая летняя СПБТЛ;
• бутан технический ВТ.
Сжиженные газы хранят и перевозят в баллонах емкостью от 20 до 55 литров, рассчитанных на условное давление до 20 МПа, и от 80 до 500 литров — на давление до 25 МПа.
Значения величин, характеризующих элементарный состав топлива, сводят в таблицы, приведенные в специальной справочной литературе (там же даны основные технические характеристики топлив).
Технические характеристики отражают основные свойства топлив применительно к процессу горения и способам их использования в топочных устройствах. Важнейшими среди них являются:
• теплота сгорания;
• выход летучих веществ;
• свойства твердого горючего остатка (кокса);
• зольность, влажность;
• сернистость.
Углерод — одна из основных горючих составляющих топлива, определяющих ее теплоту сгорания. В составе топлива углерод находится в виде сложных соединений с водородом, кислородом, серой и азотом. Содержание углерода в твердых топливах в зависимости от геологического возраста сильно колеблется и составляет в рабочем состоянии древесного топлива около 30%, а в антраците до 63%.
Водород — важная составляющая топлива, обладает высокой теплотой сгорания, большей, чем у углерода, в 4 раза. Содержание водорода в твердых топливах небольшое (от 5 до 2%).
Общая сера в топливе содержится в органической и минеральной массах угля. Она подразделяется на горючую и негорючую серу. Горючая сера
Включает в себя органическую S%p и пиритную (колчеданную) серу. В теплотехнических расчетах учитывают только горючую серу. При сгорании серы образуются токсичные сернистый ангидрид S02 и сернистый ангидрид S03. Выброс их в атмосферу с продуктами сгорания топлива загрязняет окружающую среду. Поэтому присутствие серы в составе топлива нежелательно.
Кислород не является горючим, но содержится в топливе в виде сложных органических соединений. С ростом содержания кислорода в топливе в нем меньше доля углерода и водорода, и, следовательно, ниже теплота его сгорания. С ростом геологического возраста топлива содержание кислорода в нем уменьшается.
Азот — инертный химический элемент, не участвует в процессе горения, в составе топлива его немного (около 2% по массе). Но на его подогрев и выделение расходуется тепловая энергия, которая затем уходит с продуктами сгорания в окружающую среду. Азот — вредный компонент, так как при сжигании топлива в высокотемпературных топках и в других устройствах образуются высокотоксичные окислы N0 и N02.
В многоцелевых гусеничных и колесных машинах в качестве энергетической установки используются двигатели внутреннего сгорания, в которых в качестве топлива применяются жидкие продукты переработки нефти (бензин, керосин и дизельное топливо).
Сырая нефть в том виде, в котором она добывается, в настоящее время как топливо почти не применяется. Нефть представляет собой вязкую жидкость черного или коричневого цвета, по химическому составу это смесь различных углеводородов. Элементарный состав различных нефтепродуктов содержит в основном:
• углерод Ср » 84… 87%;
• водород Нр » 10… 12%;
• кислород и азот —менее 1% (в сумме);
• серу — в пределах 0.2… 0.4%.
Зольность не превышает 0.01… 0.1%. а влаги не должно быть более 3%. Теплота сгорания продуктов нефти высокая (38… 42 МДж/кг).
Переработка нефти состоит из разделения ее на отдельные фракции, выкипающие в различных интервалах температур. Каждая фракция представляет собой смесь углеводородов различного строения. В результате разделения (перегонки или дистилляции) из нефти получают: бензин, керосин, соляровое мало, дизельное топливо и мазут. Последний используется как жидкое котельное топливо, а также идет на дальнейшую переработку для получения смазочных масел и ряда химических продуктов. Для удаления нежелательных компонентов (сернистых, смолистых, кислотосодержащих соединений) и придания стабильности нефтепродукты, полученные при прямой перегонке, подвергают очистке и применяют специальные добавки и присадки, улучшающие их свойства.
Легкоиспаряющиеся фракции нефти (бензин, лигроин, керосин) используются в поршневых ДВС с искровым зажиганием, а керосин также в газотурбинных и воздушно-реактивных двигателях. Особенностью бензинов является свойство быстро испаряться при температуре окружающей среды и небольшом подогреве. Поэтому горючая смесь из паров бензина с воздухом готовится вне цилиндра двигателя —в специальном приборе, называемом карбюратором[64].
Наряду с испаряемостью важное значение имеет характер сгорания топлива в цилиндре ДВС. В определенных условиях для различных марок жидкого топлива (особенно бензина) скорость распространения фронта пламени в цилиндре двигателя может резко увеличиться с 25 до 2500 метров в секунду. В этом случае наблюдается так называемая детонация[65](взрывное горение), проявляющаяся в виде резких ударов, которые могут привести к разрушению отдельных деталей двигателя.
Известно, что термический КПД цикла теплового двигателя с ростом степени сжатия увеличивается3. Но при этом возрастают температура и давление рабочей смеси топлива. Повышению степени сжатия препятствует склонность бензина к детонации, которая возникает при предельной температуре и давлении смеси, существующих для каждого топлива.
Показателем детонационных свойств бензина является октановое число, которое определяется в специальных лабораторных условиях[66].
Более тяжелые фракции перегонки нефти (газойль и соляровое масло) используются как дизельное топливо. Последнее представляет собой промежуточный продукт перегонки, состоящий из тяжелых керосиновых и легких соляровых фракций. Дизельные топлива применяются в ДВС с воспламенением в цилиндре двигателя в среде горячего воздуха, сжатого поршнем.
Выпускаемые дизельные топлива условно можно разделить на две группы:
• дистиллятные маловязкие, применяемые в быстроходных автотракторных двигателях;
• высоковязкие остаточные продукты переработки нефти — для тихоходных стационарных и судовых дизельных двигателей.
Дистиллятное дизельное топливо для быстроходных двигателей вырабатывают из керосиногазойлевых фракций прямой перегонки нефти и частично из газойлей каталитического крекинга. Топливо для тихоходных дизельных двигателей производят из смеси мазутов с керосиногазойлевыми фракциями нефти.
Дизельное топливо для автотракторных двигателей бывает малосернистое (5Р = 0.2%) и сернистое (5Р = 0.4… 1.0%).
В отличие от легкоиспаряющихся бензинов дизельные топлива состоят из более тяжелых углеводородов, обладают большой плотностью, вязкостью и температурой застывания. Поэтому характеристика вязкости — одна из важных показателей для дизельного топлива. Вязкость дизельного топлива измеряется в стоксах (1 Ст = 1 см2/с = 10~4 м2/с) или Сантистоксах (1 сСт = 10~6 м2/с).
Ввиду того, что в дизельных двигателях сжимается не горючая смесь, а воздух, в цилиндре двигателя не может быть детонационного сгорания. Однако в дизельных двигателях могут быть затруднения при пуске вследствие ухудшенной способности топлива к самовоспламенению, что характеризуется цетановым числом.
Характеристика топлива на самовоспламенение определяется по аналогичному методу, как и для определения детонационных свойств бензина. Испытания проводятся на специальной установке (двигателе) с переменной степенью сжатия при некоторых стандартных условиях.
Ниже приведены основные характеристики дизельных топлив:
Марка топлива |
Вязкость при 20° С, сСт |
Цетановое число |
Содержание Серы, % |
Температура застывания, °С |
Температура испарения, °С |
Для быстроходных автотракторных двигателей (малосернистые) |
Арктическое ДА |
2.5… 4.0 |
40 |
0.2 |
-60 |
35 |
Зимнее ДЗ |
3.5… 6.0 |
40 |
0.2 |
-45 |
50 |
Летнее ДЛ |
3.5… 8.0 |
45 |
0.2 |
-10 |
60 |
Специальное ДС |
2.5.. .4.0* |
50 |
0.2 |
-15 |
90 |
Для быстроходных автотракторных двигателей (сернистые) |
|||||
Арктическое ДА |
1.5… 2.5 |
45 |
0.4 |
-55 |
30 |
Зимнее ДЗ |
2.2… 3.2 |
45 |
0.6 |
-35 |
35 |
Летнее ДЛ |
3.0… 6.0 |
45 |
1.0 |
-10 |
40 |
Специальное ДС |
4.5… 8.0 |
50 |
1.0 |
-15 |
90 |
Для тепловозных и судовых дизельных двигателей |
|||||
Зимнее ТЗ |
2.2… 5.0 |
45 |
0.5 |
-35 |
40 |
Летнее ТЛ |
3.5… 8.0 |
45 |
0.5 |
-10 |
65 |
Для тихоходных дизельных двигателей (остаточные топлива) |
ДТ |
36 |
— |
0.5… 1.5 |
-5 |
65** |
ДМ |
150 |
— |
3 |
10 |
85*** |
* Вязкость при 50° С. ** Температура вспышки. *** Температура вспышки. |