Конструктивная схема одновального транспортного ГТД показана на рис. 10.30.
Воздух из-за разрежения поступает на вход компрессора. Под действием центробежных сил, возникающих в результате вращения рабочего колеса компрессора, воздух перемещается к периферии колеса[40], при этом его давление увеличивается. После рабочего колеса компрессора воздух поступает в диффузор, где его давление несколько повышается за счет расширения (торможения) потока. Процесс сжатия воздуха в компрессоре на индикаторной диаграмме (рис. 10.31) изображен линией а-с. Давление воздуха на выходе из компрессора значительно больше, чем на входе:
Подвод энергии в тепловой форме (сгорание топлива) |
Впуск воздуха в компрессор и выпуск отработавших газов из турбины эквивалентны охлаждению рабочего тела |
Рис. 10.31. Индикаторная диаграмма действительного цикла одновального ГТД |
Рвх Ро Ра
Где 7Tk — степень повышения давления воздуха в компрессоре; рвых =Рк = Рс, рвх = Ро = Ра — давление воздуха соответственно на выходе и входе в компрессор.
Сжатый в компрессоре воздух поступает в камеру сгорания. При сжатии воздух нагревается. В камеру сгорания с помощью топливного насоса подается топливо, которое мелко распыляется специальной форсункой. В камере сгорания топливо смешивается с воздухом и сгорает. Первоначальный очаг пламени инициируется с помощью специальной свечи зажигания и в дальнейшем поддерживается за счет непрерывности горения. Внутренняя энергия рабочего тела (газов) увеличивается. В результате нагревания в камере сгорания рабочее тело несколько расширяется при постоянном давлении (линия C—Z; рис. 10.31). После камеры сгорания рабочее тело поступает в турбинную ступень (рис. 10.30), состоящую из соплового аппарата и рабочего колеса. В турбинной ступени происходит расширение рабочего тела, в результате чего давление рабочего тела падает, а скорость увеличивается. Расширение рабочего тела может происходить или только в сопловом аппарате или частично в сопловом аппарате, а частично —в рабочем колесе[41]. Процесс расширения рабочего тела в турбинной ступени на индикаторной диаграмме изображен линией Z—B. Отношение давления рабочего тела на входе в ступень к его давлению на выходе из ступени
_ Рвх _ Pz _ Pz Рвых Рь Ро
Называют степенью понижения давления рабочего тела в турбинной ступени. После турбинной ступени рабочее тело выходит в окружающую среду.
Таким образом, действительный цикл ГТД замыкается условно через окружающую среду (рабочее тело непрерывно поступает из окружающей среды и в нее же выбрасывается), поэтому на индикаторной диаграмме (рис. 10.31) проводят линию Ь-а, которая условно отражает протекание процессов впуска и выпуска рабочего тела.
(10.122) |
Если сжатие рабочего тела (воздуха) в компрессоре происходит адиабатически, то справедливо выражение (7.54). Для 1 кг рабочего тела это выражение будет иметь вид W^ = H2 — Hi.
(10.123) |
Учитывая выражения (5.10), последнее выражение можно представить в виде
^ад = Сг(Г2 -7\) = Ср (Тс-Та),
Где Ср — удельная теплоемкость рабочего тела (воздуха) при постоянном давлении; 7\ = Та, Т2 = ТС — температура рабочего тела соответственно на входе в компрессор (точка а; рис. 10.31) и выходе из него (точка с). Преобразуем выражение (10.123) к виду
Учитывая выражение (5.51)2, зависимость (10.124) можно записать в |
Виде
Мад = СрТс — 1 =<^(^-1). (10.125)
В действительности на сжатие воздуха в компрессоре затрачивается большее количество энергии в механической форме. Увеличение затрат энергии на сжатие воздуха в компрессоре учитывают адиабатическим КПД *?ад: к _Г
СрТа — Л
Т? ад = — =————————————- *———— L, (10.126)
Wk wk
Где Wk — фактические затраты энергии в механической форме на сжатие 1 кг воздуха.
Из выражения (10.125) определим фактические затраты механической энергии на сжатие 1 кг воздуха
= (10.127)
Т/ад \ /
Мощность привода компрессора определяется по формуле
Гпссрта (тГ^ "
= тР=—^—-• (10128)
Vuex ЧиехЧ&А
Где тс — массовый расход газа через компрессор за 1 с; rjuex — механический КПД привода компрессора (учитывает потери механической энергии в приводе компрессора).
Принимая во внимание выражение (7.173), зависимость (10.128) может быть представлена в виде
Nk = т—г • ШсД°Та (тг^ — l) . (10.129)
Fc-1 ЧиехЧвл \ /
Из выражения (10.123) определим изменение температуры воздуха при его сжатии в компрессоре Тс — Та = гиад/Ср.
Учитывая фактические затраты на сжатие рабочего тела в компрессоре, последнее выражение можно записать в виде
Гс-Га = ^-. (10.130)
ДСр
Подставляя в зависимость (10.130) выражение (10.125), определим температуру рабочего тела (воздуха) на выходе из компрессора
CrTaU^-l) ^
= та +—————————————- L = та\1 + ± _ л 1 (Ю.131)
Ср17ад L 17ад V / J
В результате сгорания топлива в камере сгорания выделяется энергия в тепловой форме, которая передается рабочему телу. Часть топлива не сгорит из-за несовершенства процесса смесеобразования и малой продолжительности пребывания газов в камере сгорания. Кроме того, часть выделившейся при сгорании топлива энергии в тепловой форме сообщается стенкам камеры сгорания. Следовательно, рабочему телу в камере сгорания сообщается не вся тепловая энергия, которая может выделиться при сгорании топлива.
Если за 1 с в камеру сгорания ГТД подается д грамм топлива, то в результате его сгорания может выделиться количество энергии в тепловой форме, равное
Qo = 0#u, (10.132)
Где Ни — низшая теплота сгорания топлива.
Отношение ^
K = (10.133)
Называется коэффициентом полноты сгорания топлива. Этот коэффициент учитывает потери тепловой энергии из-за неполноты сгорания топлива и на нагрев стенок камеры сгорания. На расчетном режиме работы камеры сгорания современных ГТД коэффициент неполноты сгорания топлива равен = 0.97… 0.98. При отклонении режима работы камеры сгорания от расчетного величина смещается в сторону меньших значений, что приводит к росту расхода топлива и ухудшению экономичности работы двигателя.
Процесс сгорания топлива происходит при постоянном давлении рабочего тела (процесс C—Z; рис. 10.31). В изобарном процессе C—Z рабочее тело и окружающая среда обмениваются энергией только в тепловой форме. На основании первого закона термодинамики можно записать, что
AU = Q1-W = Q1. (10.134)
Изменение внутренней энергии в процессе подвода тепловой энергии при сгорании топлива определяется по формуле
Mccv (Тг — Гс) = Qx = ЈzgHu, (10.135)
Где mc — секундный расход воздуха; Су — удельная теплоемкость воздуха при постоянном объеме; д — секундный расход топлива.
Из формулы (10.135) определим температуру рабочего тела в точке Z (рис. 10.31):
Тг_Тс=Ь£Ни. Tz = Tc + bl! k. (10.136)
Mccv mccv
Температура рабочего тела Tz перед турбиной определяет экономичность работы двигателя. С повышением температуры Тг КПД двигателя увеличивается. Верхний предел температуры ограничивается термической прочностью лопаток турбины. В современных ГТД из-за применения жаропрочных материалов при изготовлении лопаток достигнуты значения температуры рабочего тела перед турбинной Тг = 1400… 1600 К.
Полагая, что в турбинной ступени расширение рабочего тела происходит адиабатно, на основании первого закона термодинамики для процесса Z—Y (рис. 10.31) можно записать, что
Au = Q—W = —W, [9 = 0]. (10.137)
Объединяя выражения (7.54) и (7.191), получим
= — (Лз — Лх). (10.138)
Рассуждая аналогично, можно записать, что
(10.139) |
Wdn = -cp{T2-T1) = — cp{Tb-Tz)=cp{Tz-Tb). Преобразуем выражение (10.139) к виду
Ад |
Ть
M
Учитывая выражения (7.178) и (5.10)[42], последнее выражение представим в виде
1- |
W. |
«д |
Fcl-1 |
— kh **Т* (*" TJT) —ДоГа
RoTz |
1- |
К-1 |
Fco-1 |
(10.140)
7Г,
Где До — удельная газовая постоянная рабочего тела (продуктов сгорания топлива).
Эффективный КПД rjT турбины определяется по формуле rjT = т)&дПм^ где Г7ад — адиабатный КПД турбинной ступени; rjM — механический КПД привода турбины.
С учетом эффективного КПД турбинной ступени выражение (10.140) можно записать в виде
(10.141) |
1- |
Kn-l |
Wt = VT д—j" RoTz
7Г,
Мощность, развиваемая рабочим телом на лопатках турбины, определяется выражением
(10.142) |
1- |
Feo-1 |
NT = fjT mcRoTx
\ ат0/ |
7Г,
Где mc — секундный расход газа через турбинную ступень. Секундный расход газов через турбинную ступень равен
Тпс = тпсъ + тст = тпс
Где тс в, тс. Т — секундный расход соответственно воздуха и топлива через двигатель; т0 — масса воздуха, теоретически необходимая для полного сгорания единицы массы воздуха.