Температу ра уходящих газов оказывает решающее влияние на экономичность работы парового котла, так как потеря теплоты с уходящими газами является при нормальных условиях эксплуатации наибольшей даже в сравнении с суммой других потерь. Снижение температу ры уходящих газов на 12-16 °С приводит к повышению КПД котла примерно на 1 %. Однако глубокое охтаждение газов требует увеличения размеров конвективных поверхностей нагрева и во многих слу чаях приводит к усилению низкотемпературной коррозии.
Определенное влияние на выбор температуры уходящих газов оказывает также температура питательной воды, значение которой зависит от рабочего давления. С ее ростом увеличивается КПД термодинамического цикла, а КПД котла падает. Температуры уходящих газов и питательной воды должны быть выбраны такими, чтобы сумма эксплуатационных и капитальных затрат была минимальной.
Продукты сгорания высоковлажных топлив из-за повышенного объема газов требуют для своего охлаждения увеличенных размеров конвективных поверхностей, поэтом} при сжигании влажных топлив экономически оправдывается более высокая температура уходящих газов.
В любом случае оптимальные температуры уходящих газов для различных топлив и параметров пара котла устанавливаются на основании технико-экономических расчетов.
Рекоменду емые значения температуры уходящих газов & для различных видов
Топлив приведены в табл. 1.7. Высокая температу ра уходящих газов при сжигании сернистых мазутов обусловлена защитой воздухоподогревателя от интенсивной низкотемпературной коррозии.
Температура возду ха на входе в воздухоподогреватель /’п выбирается на уровне, предотвращающем развитую сернокислотную коррозию металла и забивание низкотемпературной части поверхности нагрева липкими отложениями. Таким образом, выбор /’,, зависит от влажности топлива и его сернистости. Рекомендуемые значения /’п приведены также в табл. 1.7. Выбор температуры /’;|| при сжигании твердого топлива прежде всего определяется его влажностью, но при этом следует учитывать и содержание серы в рабочей массе. Так, если твердое топливо окажется сухим (W" 0,7), a Sp> 2, то выбирать /’л| надо из условия исключения сернокислотной коррозии.
Предварительный подогрев возду ха от 20-30 до 50 °С обычно осуществляют рециркуляцией части горячего возду ха на всас дутьевых вентиляторов. Более высокую температуру полу чают подогревом воздуха в паровых или водяных калориферах, установленных перед возду хоподогревателем. В первом слу чае подогрев возду ха происходит за счет теплоты проду ктов сгорания собственно котла («внутренней» теплоты), поэтому в уравнении теплового баланса этот подогрев не учитывается, а расчет потерь теплоты с уходящими газами производится от /х[; = 20-30 °С. В случае калориферного подогрева
Воздуха отборным паром ту рбины (внешний подогрев) потери теплоты с уходящими газами также считаются по отношению к / 20-30 °С, однако располагаемая теплота топлива в уравнении теплового батанса увеличивается на теплоту подогрева воздуха от до /’л| (см. стр. 40, форму ла (5.3)).
Прн содержании серы в рабочей массе мазута более 2 % или в рабочей массе твердого топлива более 3 % необходима дополнительная проверка надежности работы холодної! части воздухоподогревателя с позиции исключения интенсивной сернокислотной коррозии. В этих целях минимальная температу ра стенки метатла воздухоподогревателя должна составлять Г"1" = 115-125 °С (большее значение — прн сжигании мазута с ат > 1,03).
Рекомендуется определять значение в зависимости от типа воздухоподогревателя и предварительно выбранных температур уходящих газов и воздуха на входе в воздухоподогреватель:
Для регенеративного воздухоподогревателя
TOC o "1-3" h z с =0,5(^+0-5: (1.2)
Для трубчатого воздухоподогревателя
СТ ВП VX вп / v ‘
Прн < 110 °С во всех случаях наблюдается интенсивная коррозия поверхности нагрева. Если расчетные по (1.2) или (1.3) не удовлетворяют требованиям надежной эксплуатации, необходимо несколько увеличить выбранные температу ры /’л| и Я.
Таблица 1.7
Расчетные температуры уходящих газов и воздуха перед воздухоподогревателем
Топливо |
Температура уходящих газов Я. °С |
Температура воздуха Ґ, °с Вп ‘ |
|
Высокое давление р =8-18 МПа, Г =215-235 °С Пв |
Сверхкритическое давление р = 25,5 МПа, Г =260-270 °С Пв |
||
Низкореакционные угли |
120-130 |
130-140 |
20-30 |
Марок А, ПА, Т |
|||
Каменные угли |
130-140 |
130-140 |
20-30 |
Бурые угли |
|||
Марки БЗ |
140-145 |
145-150 |
30-40 |
Марки Б2 |
145-150 |
150-160 |
40-50 |
Марки Б1 |
150-160 |
160-170 |
60-70 |
Горючие сланцы |
140-150 |
— |
40-50 |
Торф |
150-160 |
— |
50-60 |
Мазут сернистый |
130-140 |
130-140 |
50-70 |
(Sp =0,5-2%) |
|||
Мазут высокосернистый. |
150-160 |
150-160 |
70-90 |
Нефть, (Sp >2%) |
|||
Природный и попутный |
110-120 |
120-130 |
20-30 |
Газ |
Температу ра горячего воздуха при сжигании твердых топлив определяется не только характеристиками топлива, но и организацией его сжигания (табл. 1.8).
Количество поступающего в зону горения возду ха по массе в несколько раз превосходит массу топлива. Недостаточный подогрев воздуха может затормозить воспламенение топлива и привести к значительному недожогу. Так, для топлив с относительно малым выходом летучих веществ (Vі < 25 %) раннее воспламенение и низкий механический недожог достигаются при температуре горячего воздуха не ниже 300 °С.
Более низкий подогрев воздуха по условиям горения (250-300 °С) допу стим для топлив с высоким выходом летучих (Vі > 25 %). Исключение составляют сильновлажные топлива, требующие использования для работы пылесистемы высокотемперату рного сушильного агента. Последний можно получить путем смешения части горячих топочных газов с воздухом. Тогда допу стимо некоторое снижение подогрева воздуха в воздухоподогревателях. Так, при влажности топлива W" < 2 %-кг/МДж температу ра горячего воздуха может быть принята 270-300 °С, а при IV" > 3,6 %-кг/МДж — 400 °С.
Обеспечение жидкого шлакоудаления требует высокого подогрева воздуха (не ниже 350 °С), уровень его зависит от выхода летучих веществ, температуры плавкости золы и влажности сжигаемого топлива.
Таблица 1.8
Температура подогрева воздуха
Характеристика топочного устройства |
Сжигаемое топливо |
Рекомендуемая температура Г °С ГВ " ^ |
Топки с твердым шлакоудалением при замкнутой системе сушки топлива горячим возду хом |
Каменные у гли при Vі < 25 % Каменные угли при Vі > 25 % Бурые угли, сланцы, торф |
300-350 250-300 350-400 |
Топки с твердым шлакоудалением при сушке топлива смесью воздуха с топочными газами |
Бурые угли, торф |
270-400* |
Топки с твердым шлакоудалением при сушке топлива газами по разомкнутой схеме пылеприготовле — ния |
Бурые угли, лигниты |
250-300 |
Топки с жидким шлакоудалением при сушке топлив горячим возду хом |
Антрациты и полу антрациты Тощие и каменные угли Бурые угли |
380-400 350-400 380-400 |
Открытые камерные топки |
Мазут, природный газ |
250-300 |
Для высоковлажных бурых углей с Wn > 3,6 %-кг/МДж и торфа принимать 380-400 °С |
Сжигание мазута и природного газа допускает умеренный подогрев воздуха, при котором исключается недогорание топлива в высоконапряженных топках. Экономически выгодно подогревать возду х выше температуры питательной воды, поступающей в экономайзер.
Минимальный температурный напор за экономайзером (разность температу р между газовым потоком и питательной водой) принимается Д/™ш = 40 °С.
Минимальный температурный напор перед возду хоподогревателем (разность температур между газами на входе в воздухоподогреватель и горячим возду хом) принимается ДГ"1" = 30 °С. Снижение температу рного напора ниже минимального приводит к неоправданном} росту размеров поверхности нагрева.